"ПираМММида": пусть лучше мир прогнется ****
Россия, 1994 год. Социализм не оправдал надежд, капитализм еще не наступил, вновь образовавшаяся страна переходит от централизованной экономики к рынку, отпущенные — "либерализованные" - цены скачут, как хотят, население, не сумевшее перестроиться, в панике — все это наша новейшая история, новое "смутное время", которым пользуются наиболее предприимчивые граждане, сколачивая на пустом месте свои капиталы.
Гениальный математик Сергей Мамонтов (великолепно сыгранный Алексеем Серебряковым) объявляет о создании компании "МММ". Печатая акции по принципу "сегодня всегда дороже, чем вчера", он паразитирует на бездонном (ведь любой золотой запас рано или поздно подходит к концу) ресурсе — человеческой жадности. Он аккумулирует ее, но все это, конечно, выглядит красиво в теории. На практике он печатает собственные билеты — "мамонтовки", которые со временем грозят стать российской валютой, вытеснив из обращения рубль, и вполне дееспособными конкурентами доллару.
При этом Мамонтов — вовсе не злобный гений, не Мефистофель и не Темный рыцарь. В нем нет ничего инфернального: Сергей Кондратьич носит белые вьетнамки, очки в доисторической роговой оправе и простенький серенький плащ, любит кефир и дочь Иришку. При этом его не интересуют деньги — это всего лишь средство, при помощи которого можно завоевать (или, используя терминологию Мамонтова, "поставить раком") весь мир.
"ПираМММида" ставит не совсем обычный для байопика экзистенциальный вопрос: тварь ли я дрожащая или, как перефразировал Пелевин, "тварь дрожащая, у которой есть неотъемлемые права. И лэвэ тоже". Авторы интересуются, кем все-таки был Сергей Мавроди — благородным разбойником, грабящим богатых и помогающим бедным, или циничным беспринципным мошенником, параноиком с манией величия, и приводят аргументы в доказательство обоих вариантов, предоставляя зрителю право выбирать между Робином Гудом и Цукербергом.
Картина вписывается в современную тенденцию полудокументальных жизнеописаний полумифических героев, связанных с переосмыслением 90-х, - того самого периода, когда страну могло развернуть на 90, а то и 180 градусов. Сюда же входят и американская "Социальная сеть" Дэвида Финчера, и готовящийся к выходу на экраны фильм "Generation "П" по Пелевину.
"Пирамммида" увлекательна не только своим бодрым детективным сюжетом (режиссер Салаватов в свое время снял "Антикиллер Д.К.") и актерской игрой - зрителям, заставшим 90-е, предстоит множество дежа вю — от Юрия Любимова в передаче "Взгляд" до ведущих программы "Время". Впрочем, помимо архивных кадров, создатели фильма не делали особенный упор на аутентичность атмосферы эпохи. Так, в одном эпизоде на сцене ночного клуба появляется Богдан Титомир с римейком недавнего хита "Ляписа Трубецкого" "Капитал". В припеве вместо "Капитал" он поет "МММ" - вот такая вот постмодернистская фига в кармане.
Денис Шлянцев, InterMedia