"Саша и Сирожа" - "Скаты!" ***

"Союз мьюзик". Релиз диска состоялся в марте.
Известие о "гопническом" сайд-проекте Сергея Михалка "Саша и Сирожа" пришло в начале 2000-х, в ту пору, когда и творчество группы "Ляпис Трубецкой" недалеко отходило от сиротско-дворовой тематики. Саша и Сирожа позиционировались этакими славянскими Бивисом и Батт-Хедом, однако беглое знакомство с творчеством "колдырского" дуэта тогда вызвало лишь раздражение. Казалось, что и в основном коллективе, судя по его тогдашнему репертуару, собрались вполне себе колдыри — зачем же делать то же самое в утрированном виде. С тех пор многое, мягко говоря, изменилось: "Ляпис Трубецкой" стали прямо-таки постсоветскими Rage Against The Machine, выпустили три с половиной мощных альбома (за половину мощного альбома здесь "Культпросвет") и буквально на днях окончательно разругались с А.Г.Лукашенко. Не берусь судить, насколько уместно в этой обстановке устраивать переиздание единственного альбома "Саши и Сирожи", выпущенного в 2005 году. Но это определенно интересный артефакт. "Колдырь живет в каждом человеке, независимо от социального положения, - объяснял Сергей Михалок в одном давнем интервью. - Пошел в спортивных штанах в магазин — колдырь. Хочешь кошке ногой поддать, но сдерживаешься — победил в себе колдыря. Черное альтер эго человека — колдырь. Убей в себе колдыря". В качестве черного альтер эго спортсмена, антиглобалиста и рок-музыканта Михалка образ Сирожи выглядит вполне органично: есть где реализовать наверняка время от времени возникающее желание покрасоваться в тренировочных штанах. Другое дело, что проект "Саша и Сирожа" вроде бы заморожен, и переиздание их пластинки в первую очередь позволит поностальгировать любителям "докапиталовского" "Ляписа", творческий метод которого на "Скатах" доведен до абсурда.
Не знаю, много ли было среди публики людей, принимавших колдырские экзерсисы за чистую монету и любивших проект с той же искренней страстью, с которой в замкадье лет 15 назад слушали "Сектор Газа". Саша и Сирожа, то есть Алексей Хацкевич и Сергей Михалок — люди творческие, начитанные и склонные к постмодернизму. Белые нитки формы быстро вылезают из швов под напором содержания — хотя Михалок тщателен в воспроизведении акцента и простонародных интонаций. В предельно тупых по замыслу текстах слышны ловкие рифмы, замысловатые сюжеты и, конечно, знакомые приметы социалистического быта: празднование Нового года, отдых на курортах Краснодарского края, пионерский лагер (именно так), встреча с трехголовым динозавром и т.д. Наконец, заокеанские Бивис и Батт-Хед слушают только тяжелую музыку, а наши выросли на саундтреках к советским мультфильмам и кинокомедиям Леонида Гайдая: поэтому тут есть и танго, и всякие шейки, и прямые цитаты из Зацепина и иже с ними. Если бы Михалок и Хацкевич не играли так старательно на понижение и позволяли себе хотя бы иногда выходить из обличья идиотов Саши и Сирожи, некоторые песни могли бы стать очень популярными (в советские времена их бы так и объявляли — "шуточная песня"). Впрочем, некоторые произведения подобного стиля и без того успешно вошли в обойму хитов "Ляписа Трубецкого" ("докапиталовского" периода, повторюсь). А единственный альбом колдырского дуэта стал подходящим поводом для заполнения рубрики рецензий в первоапрельском выпуске.
Алексей Мажаев, InterMedia

Последние новости