"Криминальная фишка от Генри": наказание без преступления ***
Генри (потерявший форму и заметно постаревший Киану Ривз) — обычный парень с работой (скучной, но привычной) и женой (желающей завести детей, чтобы внести хоть какие-то краски в серую обыденность). В общем, все как у людей. Генри не живет, а "следит за собственной жизни развитием".
Доверившись школьному знакомому, он попадает в неприятную историю, связанную с ограблением банка. Его единственного арестовывают, но он не выдает своих подельников и попадает на три года в тюрьму.
Тюрьма для Генри — не только школа жизни, но и шанс отдохнуть от опостылевшей жены, которая, получив свободу, уходит к другому (и сразу же беременеет). За решеткой Генри знакомится с умудренным старым волком Максом (Джеймс Каан), который считает тюрьму своим домом, где он счастлив: в самом деле, зачем напрягаться на свободе, нести какую-то там ответственность, если на нарах тебе вполне комфортно и нужно всего лишь подчиняться внутреннему распорядку.
Генри, отсидев срок за преступление, которое не совершал, решает ограбить тот самый банк - ну, чтобы восстановить вселенское равновесие. Для этого он "вытаскивает" Макса из тюрьмы и знакомится с симпатичной, но взбалмошной местной актрисой Джулией (Вера Фармига), которая репетирует роль Раневской в местной постановке "Вишневого сада". Театр — очень важная деталь плана Генри, ведь именно из гримерки героя Лопахина в банковское хранилище ведет подземный ход. Генри ничего не остается, кроме как начать репетировать эту роль (Киану Ривз в накладной окладистой бороде, коверкающий русские имена, - юмор на любителя). Но авантюра осложняется чувствами: как Лопахин влюблен в Раневскую, так и Генри влюбляется в Джулию.
Создатели "Криминальной фишки", видимо, позиционируют ее как инди-комедию для интеллектуалов. На это работает блестяще подобранный актерский состав: заслуженный ветеран Джеймс Каан, обладательница "Оскара" за "Мне бы в небо" Вера Фармига, характерный актер Петер Стормаре, снимавшийся у Коэнов, фон Триера и Гиллиама. Киану Ривз на их фоне несколько меркнет, особенно, если учесть, что прославленного Нео довольно редко можно увидеть в подобного рода малобюджетных фильмах. Атмосфера театральности также дает о себе знать, а мелкие шутки-прибаутки по Чехову, несомненно, порадуют российских зрителей.
Проблема с "Фишкой" в том, что заявленной фишки-то в ней и нет. Казавшийся оригинальным сюжетный ход с театром приедается довольно быстро. Легкости и остроумия, которые должны преобладать в авантюрной комедии, на редкость мало — все перешибает тяжелая провинциальная атмосфера. Шуток катастрофически не хватает, особенно если учесть, что одним из авторов сценария стал британский сценарист Саша Джерваси ("Большая стрижка"). Вся авантюра проходит без должного шума и размаха, тихо и почти спокойно, финал закономерен. Видимо, именно такой, по мнению режиссера Малькольма Венвилля, и должна быть британская по духу, чопорная и консервативная картина.
Денис Шлянцев, InterMedia