"Би-2" - "Нечетный воин-2,5" ***
Некоммерческий арт-проект "Нечетный воин" от группы "Би-2" в свое время наделал много шума. В самом деле, звезды первой величины отложили все дела, чтобы поучаствовать в необычной акции, отсняться в винтажной фотосессии для буклета и записать абсолютно антиформатные песни авторства Михаила Карасева, дяди Шуры Би-2. Медленная хорошая музыка так диссонировала с привычным наполнением FM-диапазона, что некоторые треки стали радиохитами, хотя "бидвашники", известные как великолепные промоутеры собственного творчества, на сей раз не прилагали к этому никаких специальных усилий. Тем не менее "Нечетный воин" не превратился в выездное шоу: он остался проектом студийным, в лучшем случае одноразово концертным, но сподвиг Леву и Шуру на продолжение, тем более что в арсенале Карася осталось еще несколько десятков вкрадчивых песен абстрактно-философского содержания, вошедших в основу последующих выпусков "НВ".
Уже со второго сборника "Нечетный воин" стал в большой степени проектом для своих, а нынешний только укрепился в этом статусе. Создателям нечего переживать по этому поводу, ибо в число своих опять входит много достойных музыкантов, и то и дело появляются новые. Нелинейная нумерация очередного сборника (вдруг кто не знает?) обусловлена его "акустичностью", а также тем, что из-за кризиса "бидвашники" подошли к производству альбома без привычного размаха. Впрочем, отсутствие привычного размаха не помешало им сделать красочный буклет, присовокупить к списку участников фразу "Заходили еще какие-то люди, ну, да всех не упомнишь. Веня звонил. Теперь, кажется, все" и не забыть вставить в конверт DVD с записью презентации "Нечетного воина-2", состоявшейся в марте 2008 года в "Школе современной пьесы". То есть истинные ценители проекта, а также те, у кого после "Нечетного воина-2,5" останутся еще какие-то силы и желания, могут, два раза не вставая, сравнить новую работу с предыдущей.
Но для этого надо, конечно, сильно проникнуться "нечетным" настроением. Признаться, с каждым выпуском делать это все сложнее. Вот, казалось бы, такой пустяк, как оформление обложки, где изображен мрачный брутал в шляпе и темных очках, этакий шпион. Он же является сквозным персонажем буклетных рисунков авторства Софьи Мироедовой. Но на обложке этот чувак так похож на Адриано Челентано, и его витальный образ откровенно диссонирует с посылом "нечетных" песен. От ценителя красивой эстрады Михаила Карасева сложно ожидать авторских стилистических экспериментов: напротив, он только глубже уходит в свою безрадостную манеру — и красота мелодий тонет в их тоске, и собственные лица приглашенных гостей растворяются в чужом настроении. Почти каждая вещь по отдельности хороша, но в альбоме сливаются друг с другом так, что Женю Лепокурову сложно отличить от Инны Желанной и Елены Кауфман, а Алексея Кортнева — от Олега Нестерова. Чуть особняком стоит исполненный Юлией Чичериной "Падает снег" - это уже состоявшийся хит. Не стал растворяться Андрей Макаревич: "И пели по радио песни" больше похожа на произведение Макаревича, а не Карася. Заметна и творческая личность Игоря Журавлева — правда, "Сoda" больше эксплуатирует его любовь к фолку, а не неоромантический вокал конца 80-х. Прочие честно и самоотверженно работают на идею "Нечетного воина" - почему-то не подвергая сомнению ее неисчерпаемость.
Алексей Мажаев, InterMedia