«Ленинград» - «Хна» ***

«Союз мьюзик»/Zenith/«ШнурОК». Релиз диска состоялся в апреле.

Пластинка только что вышла, а я уже услышал два крайне неординарных отзыва на нее. Первый, впрочем, был отчасти предсказуем: «Какой же это «Ленинград», если там баба поет?» Второй заставил в задумчивости почесаться: «А, это тот самый новый «Ленинград», без Шнурова?» В ходе диалога с автором вопроса выяснилось, что некоторые люди в стране уверены, что Сергей Шнуров возглавляет нынче новую группу «Рубль», тогда как его старую группу «Ленинград» коллеги решили воссоздать без него. Что ж, гений самопиара Шнур должен быть доволен тем, как ему удалось запутать не всех, но многих: сначала он собрал «Ленинград» под лозунгом «Снова живы для наживы» и добросовестно спел на воссоединительных концертах золотое старье, а потом вдруг выложил на сайт несколько песен с женским вокалом. На первом после восстановления бренда альбоме «баба поет» едва ли не на половине треков. Шнурову по-прежнему интересно водить публику за нос и, делая более-менее одно и то же в музыкальном отношении, он умудряется оставаться трудносчитываемым персонажем: сложно предугадать, защитников какого Химкинского леса он простебет в следующий раз, какой жанр удостоится его талантливой пародии и кому из «группировки «Ленинград» будет доверена солирующая партия.

Песни про «Химкинский лес» в трек-листе нет, а на первый план с должности бэк-вокалистки выдвинулась голосистая Юлия Коган по прозвищу Ноги. Когда-то много говорили о несостоявшемся совместном проекте Шнура и Земфиры, где они вроде как планировали поиздеваться над «советским синтипопом». От той богатой идеи сохранилась фактически одна песня «PC» («Писи»). Спустя много лет лидер «Ленинграда» сообразил, что может реализовать глумление над любимыми жанрами внутригрупповыми силами. Благодаря Юле Коган Шнуров оставил в покое чахлое тело «русского диско 80-х» и взялся за настоящую эстраду – помпезную, с насыщенными оркестровками, с дивами-вокалистками. Это неоднозначное наследие тоталитарной эпохи он скрестил с основой своего творческого кредо – вдохновенной нецензурщиной. Сочетание дает странное ощущение даже для бывалых ушей, за долгие годы привыкших и к немотивированному использованию мата. Когда девушка поет чужие тексты, в которых запросто и обильно фигурируют народные названия физиологических процессов, возникает чувство неловкости – примерно такое же испытали интернет-юзеры, увидев после смерти Людмилы Гурченко появившиеся кое-где в сети ее смонтированные фотоизображения в голом виде. Вообще, когда мат авторства Шнурова режет ухо – это всегда значит, что песня неудачна (см. «Сладкий сон» и «Прощай»). Потому что на диске есть и обратный пример – великолепный сочный трек «Зае…л» (на обложке обозначенный как «Надоел», за что я мысленно сказал спасибо издателям, когда ребенок нашел альбом у меня на столе и взял посмотреть): так там все складно и ладно, что и женское исполнение не кажется неорганичным. Еще в паре треков с вокалом Юли («Огонь и лед», «Maybe», «Автопилот») женские страдания формулируются рискованными остроумными намеками, зато без мата – эти вещи потребовали от автора более тонкой работы, но хорошо, что хоть здесь он сошел с наезженной колеи.

А колея эта – ух глубокая! Прямо не знаешь, восхищаться или изумляться тому, с каким неподдельным счастьем без двух лет 40-летний Сергей Владимирович Шнуров выкрикивает слово «х…» - например, в песне «Нет и еще раз нет», вообще-то довольно удачно пародирующей главный хит группы «Чили». Похоже, только ради любимого слова написаны самокритичные «Песня» и «Осень - диско» о трудном детстве лирического героя. Те, кто ждал от Шнура социально-политических высказываний, в отсутствие «Химкинского леса» могут обратить взоры на «И больше никого»: там есть очень точные наблюдения на тему культурной столицы России.

Львиная часть из 15 вошедших в диск песен рекламируют себя крикливо и эпатажно, поэтому нужно внимательнее присмотреться к тем композициям, которые этого не делают – «Ф.З.» («Финский залив») и «К.Ф.П.Р.» (ни за что не догадаетесь, как это расшифровывается: «Какой Ф П…ду Рок-н-ролл»). В этих вкрадчивых, чуть ли не блюзовых вещах Шнур ненадолго позволяет себе побыть взрослым, не очень веселым и, вероятно, вполне откровенным человеком. Но недолго: та же «К.Ф.П.Р.» сменяется совершенно невозможным «Триумфом» - это практически религиозного содержания финальный хорал, для которого рецензент не может подобрать иной формулировки, кроме «адский ад».

Несмотря на увлечение «фитнес-роком», который играет группа «Рубль», лидер «Ленинграда» за время отгулов на основной работе все-таки подрастерял творческую форму. Раньше он каждым синглом давал всем про…аться, читая рэп лучше рэперов и убедительно показывая коллегам, как и о чем им лучше исполнять песни. «Хна» демонстрирует обилие голевых моментов и проблемы с их реализацией. Раньше под музыку «Ленинграда» хотелось орать и отрываться, сейчас (за редким исключением) тянет разобраться, что хотел сказать художник. Тревожный звоночек для последнего.

Алексей Мажаев, InterMedia

Последние новости