Роджер Уотерс разрушил «Стену» до основанья. А затем?
Шоу Роджера Уотерса «The Wall» было представлено 23 апреля в СК «Олимпийский» при гипераншлаге: заполнились даже боковые трибуны, билеты на которые не так часто поступают в продажу. Одноименный альбом Pink Floyd вышел в 1979 году, эпическая экранизация Алана Паркера – в 1982-м, так что зрители вполне представляли себе, что увидят и услышат, однако размах шоу превзошел ожидания. На стену размером с пятиэтажный дом, достраивающуюся во время шоу и триумфально разлетающуюся вдребезги в финале, проецировались фотографии погибших (на официальном сайте музыканта можно загрузить фото и биографические сведения «близких людей, погибших на войне») и кадры из «Стены» Алана Паркера; в положенное время на сцену спускались гигантские надувные куклы-марионетки устрашающего вида, олицетворяющие образы Учителя и Женщины. Над залом пролетала «серпомолоткастая» свинья-кабан; гремели фейерверки, пикировал самолетик, сцена то и дело окрашивалась в кроваво-красный цвет, приглашенные дети пели свой гимн: «We don’t need no education, we don’t need no thought control», а поверх всего этого масштабного великолепия висел знаменитый круглый экран, куда проецировались то мультипликационные образы Джеральда Скарфа, то светлый (черно-белый) лик самого Уотерса с представления «Стены» в лондонском Earls Court 30-летней давности. В общем, как писал в далеком 1989 году журнал «Кругозор», «ничего подобного мы не видели и, боюсь, не увидим хотя бы потому, что более грандиозного представления в мире рок-музыки не существует». Его слова до сих пор звучат правдоподобно, несмотря на то, что технологии шагнули далеко вперед: небезопасную пиротехнику взяли на свое вооружение Rammstein, 3D-технологиями вооружились Gorillaz, а гигантомания (тщеславие, мания величия – нужное подчеркнуть) завладела помыслами многих стадионных групп. «Сложная» акустика «Олимпийского» Уотерсу оказалась нипочем: живое концертное исполнение ни саундом, ни порядком песен практически не отличалось от студийного звучания альбома «The Wall».
Концептуальное амбициозное и одно из самых дорогих в истории (источники указывают цифры в $60 млн) представление Уотерса, 32 года назад расколовшее Pink Floyd, сейчас совсем не выглядит анахронизмом. К тому же Уотерс явно не живет затворником в башне из слоновой кости: недавно музыкант дал довольно острое интервью на телеканале Al Jazeera. Впрочем, прямота лобовых антиглобалистских, антикорпоративных слоганов и образов порой выглядела чересчур наивно. Так, бедняга iPod во время исполнения «Run Like Hell» подвергся ряду «издевательств»: изображение овцы сопровождалось надписью «iFollow», портрет Гитлера появлялся рядом с «iPaint», дети, конечно же, были рядом со слоганом «iLearn», а довершало картину логичное «iPay». Просчетом стала и не совсем уместная «локализация»: во время исполнения песни «Mother» после фраз «Mother, should I run for President? Mother, should I trust the government?» на «стене» спроецировались два ответа: «No fucking way!» и русский «перевод» - «Никогда, блин!»
Концептуальная проблема «Стены» - в том, что ее герой Пинк, наполовину, а, может, и больше автобиографичный, со всеми своими призывами к внутренней и внешней революциям, пацифистскими взглядами («Bring The Boys Back Home!») и личными проблемами («Big Mother is watching you!»), кажется, совсем запутался. Уотерс не отвечал – может, фанатов это и не интересовало? – на вопрос: а что будет потом, после претворения в жизнь лозунга «Убей в себе государство!», после разрушения какой-нибудь маленькой, но стены – пусть даже Стены Цоя на Арбате?
Денис Шлянцев, InterMedia