Венесуэльская музыка зазвучала в Москве
Гала-концерт «Музыка Венесуэлы: От традиций к патриотизму» состоялся в Камерном зале Московского международного Дома музыки 21 апреля. Торжественный музыкальный вечер был проведен в рамках московской программы Дней культуры Венесуэлы в России, приуроченных к знаменательной дате - 200-летию подписания Акта о независимости Боливарианской Республики. В честь этого события в Доме музыки собрались представители дипкорпуса, общественных и торговых организаций Венесуэлы и России и, конечно, меломаны, желающие поближе познакомиться с венесуэльской музыкальной культурой.
Вечер начался с официального приветствия Первого секретаря посольства Боливарианской Республики Венесуэла в Российской Федерации, генерального директора Латиноамериканского культурного центра им. Симона Боливара Марко Хилья Касановы. В своей речи он отметил, что концерт в Камерном зале ММДМ имеет большое значение для развития культурных отношений между двумя странами. Благодаря этому мероприятию россияне смогут больше узнать о венесуэльских музыкальных традициях, но, что особенно важно, впервые венесуэльская музыка будет исполнена российским оркестром под управлением венесуэльского дирижера. Почетная миссия играть шедевры венесуэльских композиторов была доверена Симфоническому оркестру «Русская филармония», который выступил под руководством прославленного венесуэльского маэстро Телесфоро Наранхо. Свою программу музыканты начали с Сюиты «Серрана», представляющей собой музыкальный коллаж из мелодий, сочиненных венесуэльским композитором Эдуардо Серрано и аранжированных для оркестра Педро Маурисио Гонсалесом. Затем прозвучала Рапсодия «Торреальбера», построенная на темах двух известных композиций Хуана Висенте Торреальба, - «Sabaneano» и «SinfoníaenelPalmar».
Особый колорит исполнению придавало звучание традиционного венесуэльского инструмента куатро, называемого «венесуэльской гитарой» и немного похожего на банджо. В музыке Латинской Америки куатро обычно отводят аккомпанирующую роль, но композиции, прозвучавшие в этот вечер, доказали, что и соло на куатро поистине великолепны и способны заворожить своим прозрачным, легким, хрустальным тембром. В качестве солиста в этот вечер выступил молодой, но уже очень известный в своей стране мультиинструменталист Хавьер Перри. Виртуозное владение инструментом и яркая эмоциональность исполнения поразили слушателей, которые с восторгом аплодировали куатристу.
В завершение первого отделения прозвучало современное оркестровое произведение – Концерт для флейты с оркестром «Песни о жизни» Педро Маурисио Гонсалеса, написанный в 1993 году. Серьезное масштабное четырехчастное сочинение произвело на слушателей неизгладимое впечатление: каждой ноте многочисленных флейтовых соло, исполняемых Хосе Антонио Наранхо, они внимали, затаив дыхание. Программа второго отделения началась с пьесы, полностью противоположной Концерту по характеру. Яркая, искрометная музыка «AiresyGolpesLarenses», насыщенная танцевальными ритмами, словно приглашала пуститься в пляс - недаром это попурри было составлено из композиций в фольклорном стиле тамунанге, получившем свое название в честь традиционного праздника, ежегодно отмечаемого 13 июня в венесуэльском штате Лара. Вслед за попурри была исполнена Увертюра «Маргаритенья» Иносенте Кареньо, в которой мотивы песен острова Маргарита – «Margarita es una lágrima», «Los Tigüitigüitos», «Canto de pilón» – вплетались в сложную оркестровую фактуру, без слов рассказывая о красоте венесуэльской природы и непростой истории страны.
Непревзойденное мастерство оркестрантов, идеально подчинявшихся каждому жесту дирижера и чутко передававших настроение музыки, покорило зал, который по окончании объявленной программы концерта буквально взорвался аплодисментами. Зрители поспешили к Телесфоро Наранхо с букетами, и многие просили дирижера дать автограф. Растроганный таким теплым приемом, маэстро Наранхо обратился к слушателям: «Я от всего сердца благодарю публику, которая встретила нас с такой добротой и открытостью, и оркестр, прекрасно исполнивший все произведения, и хочу сделать подарок». С этими словами дирижер, отдавший многие годы игре на контрабасе и долгое время занимавший место первого контрабасиста симфонического оркестра, взял в руки смычок - и трио, включающее контрабас, куатро и бандолу, блистательно исполнило зажигательную композицию, наполненную светом и весельем латиноамериканских ритмов и органично завершившую гала-концерт.