«Дайте2» - «360» ***
Navigator Records. Релиз диска состоялся в апреле.
Надежды на то, что развитие «альтернативной» сцены даст в конце концов какой-то мощный «наджанровый» прорыв, похоже, не оправдались. Любимцы телеканала A-One имеют свою аудиторию, и порой внушительную, однако чем дальше, тем больше все это варится в собственном соку, не проявляя никаких способностей к экспансии. Музыка для выброса энергии, музыка вялого протеста против поколения родителей – всякого, кто пытается раздвинуть эти рамки, воспринимают как многообещающую фигуру, но почти все быстро сдуваются. Увидев логотип «Первого альтернативного» на обложке дебютного альбома группы «Дайте2», в первую очередь испытываешь досаду: команда, известная парой небезынтересных синглов, добровольно загоняет себя в «альтернативную» резервацию, откуда, как правило, нет исхода. Заявив о своей принадлежности к строго определенной нише, «Дайте2» подписалась и под неизбежными форматными ограничениями. От первой пластинки хотелось ждать большего музыкального разнообразия, а всё свелось к не то чтобы унылому, но к не очень склонному к компромиссам рэпкору. Правда, аранжировки чуть менее жесткие, чем принято на A-One, и благодаря этому можно расслышать главное достоинство группы «Дайте2» - тексты Людмилы «Тещи» Маховой. Наличие такого автора к тому же оставляет надежду, что ее таланты еще найдут применения и в других жанрах.
Но на сегодняшний момент «тяжелый рэп» - похоже, осознанный выбор Тещи, ниша, в которой можно наиболее адекватно выразить свои мысли. А куда еще было податься? К «традиционным» рэперам? В ряде вещей используется речитатив, который отчасти роднит «Дайте2» с этим жанром, однако группа явно не видит в рэпе достаточно музыкальности: кроме бубнежа, ее серьезно интересует и работа с аранжировками. В то же время особыми композиторскими изысками Людмила Махова похвастаться не может: мелодии альбома в основном прямолинейны и таки прямиком попадают в целевую аудиторию «альтернативной» музыки. Поэтому компромисс с рэпкором – он разумный. Есть тут, конечно, и примеры чрезмерного заигрывания с A-One-эстетикой – в частности, дуэты с солистами групп «Сальвадор» и F.P.G. Но даже в песнях с ярко выраженной молодежной протестной тематикой вроде «Бей первым» тексты куда изощреннее, чем предписывают негласные стандарты стиля.
В большинстве же вещей «Дайте2» поет о чем хочет, а интересы г-жи Маховой почти так же обширны, как и ее литературное мастерство. Песня про стокгольмский синдром, песня про Станиславского, упоминания философов и писателей – впору заявить о просветительской функции проекта. В буклете, к сожалению, нет текстов песен – что ж, есть повод просто слушать их внимательнее. Солистка стреляет, не целясь, эффектными образами и неожиданными поворотами сюжетов – она элементарно знает больше слов, чем многие ее коллеги, да еще и умеет с толком их использовать. Несколько примеров, если позволите: «Я не верю бабам, я не верю мужикам, я не верю ни «саабам», ни «фольксвагенам-жукам»; «поможешь мне спасти мир – еще спокойнее стану»; «каждым своим шагом мы срываем овации, жжем сердца страстями ради ясности дум, мы делаем деньги, чтобы не продаваться, нам для чистой любви нужен ум».
Если бы еще мелодии были чуть более запоминающимися, то у «Дайте2» как раз был бы шанс совершить тот самый прорыв, со стенаний о невозможности которого началась эта рецензия.
Алексей Мажаев, InterMedia