Юрий Аксюта: «Фабрика звезд» сломала только бездарных людей»
(КАК СТАЛ ПЕРВЫМ РОССИЙСКИМ ДИ-ДЖЕЕМ)
«Это случилось, как и все в нашей жизни, благодаря стечению обстоятельств. Французам нужна была частота, нужно было с чего-то начинать, они делали это в содружестве с Гостелерадио СССР, с Всесоюзным радио. И Александр Иванович Ахтырский, мой непосредственный начальник, который руководил дирекцией программ Всесоюзного радио, принял участие в подготовке и выпуске первых программ «Европа плюс Москва». Я был наиболее молодым представителем дикторского отдела, и он спросил, не заинтересует ли меня работа с французами.
Я собирался уходить с Всесоюзного радио, работал к этому моменту почти десять лет – в качестве диктора, звукорежиссера, работал в музыкальной дирекции, в молодежной, и все это мне немножко поднадоело: хотелось чего-то другого. Это было время перемен, перестройка. Я случайно пришел на первую программу. Мне сказали: приходи посмотреть, как французы работают. Я пришел посмотреть, а мне говорят: «Где же ты ходишь? Ты должен быть ведущим программы, ди-джеем!» А я не знаю, о чем речь. «Вот студия, вот микрофон, – говорят мне, – а вот – музыкальная программа, плейлист, а дальше тебе нужно выходить в определенных местах». Так все и начиналось. Я сел, включил микрофон и впервые сказал: «В эфире – радиостанция «Европа плюс Москва».
(КАК ЭТО ОТЛИЧАЛОСЬ ОТ ПРЕДЫДУЩЕЙ РАБОТЫ)
«По сути – ничем, а по технологии – всем: мы так программы не делали, но у нас ведь никогда и не было шестичасовых музыкальных программ. Я читал выпуски новостей, какие-то рассказы, вел концерты, но все это было в другой стилистике, другой манере, другой эстетике. А это – музыкальное радио. Я с самого юного возраста – профессиональный меломан, в 70–80-е годы это было очень популярно: мы коллекционировали виниловые диски, менялись, собирали коллекции. Я любил музыку, музыкальные программы как таковые. И «Европа Плюс» серьезно изменила мою дальнейшую жизнь. Я в шоу-бизнес вошел через эту радиостанцию».
(О НЫНЕШНИХ РАДИОВЕДУЩИХ)
«Вообще, сейчас эта профессия чудовищно регрессирует. Чудовищно! Я бы поувольнял сейчас две трети людей – за профнепригодность».
(О ВЛИЯНИИ НА АУДИТОРИЮ)
«У нас у всех очень странное отношение к себе – мы придаем себе большую значимость, чем она есть на самом деле. Мы все время должны изменять мир, менять человеческую психологию, воспитывать, влиять... Эти функции работают в том случае, если к ним относятся грамотно, но, если ты приходишь пропагандировать, проповедовать, то у тебя должно быть на это право. И оно возникает не оттого, что ты случайно оказался на радио. Это как у артистов. Не каждый артист является проповедником какой-то философии, Боже упаси! Таких – единицы, например, Окуджава, Высоцкий... Среди современной музыки есть такое направление, как русский рок. Он – смысловой, он – идейный, в нем текст иногда даже превалирует над музыкой. А есть презренная попса, где нет ни формы, ни содержания, а есть «унца-унца». И, если мы взглянем на пропорции этих вещей, то они – чудовищные, во всем мире».
(О «ФАБРИКЕ ЗВЕЗД»)
«Да наплевать мне на стрелы критиков! И потом, критики существуют для того, чтобы критиковать, а мы – для того, чтобы слушать критику. Если критика конструктивна, то можно к этому прислушиваться. А что можно критиковать в «Фабрике звезд»? Вот вы – молодая девушка, вам 20 лет, вы приходите в огромный мир, и вдруг у вас появляется возможность, если вы хорошо поете, за три месяца стать известной всей стране. Скажите, это – плохо? Я не знаю ни одного человека в этом мире, для которого исполнение его желаний или реализация его возможностей в короткое время с помощью телевидения – мощнейшего из средств воздействия на психику человека – было бы во вред. Люди ломаются только в одном случае – если они бездарны, да и то – в бездарности ломаться нечему. Всех остальных, кто приходил на «Фабрику», мы учили так: вам выпал лотерейный билет, выигрышный, и у вас есть три месяца, за которые вы можете заставить себя полюбить всю страну, а можете заставить себя возненавидеть. Это – трамплин, вы можете взлететь и при правильной реализации таланта продолжать полет, а можете, даже взлетев, камнем грохнуться вниз и, не дай бог, разбиться. Молодому человеку дается этот шанс не в 40 и не в 50 лет. Какой у него временной запас? Минимум – 20 – 30 лет, при этом он пройдет роскошную школу, набьет шишек, приобретет опыт, да еще и познакомится с людьми, с которыми в простой, обычной жизни он бы никогда не познакомился – с крупнейшими звездами нашей популярной музыки. У нас есть мальчик, Влад Соколовский, ему 20 сейчас! А два года назад закончилась та «Фабрика», на которой он был».
(О «ФОРМАТЕ»)
«Многие современные артисты до сих пор вспоминают, что слову «формат» обучились у меня. Обучил всех, даже представителей шансона. Так получилось, что с меня началось. Я расскажу вам историю. Много лет назад, когда конкуренции особой не было, в эфире не было радио «Шансон», и время было криминальное, приходит как-то ко мне человек, во всем арсенале нового русского – с барсеткой, с цепью-голдой, в красно-малиновом пиджаке. Он принес музыку какого-то певца – откровенный блатняк. Он меня доставал звонками, а у меня есть дурное качество для этой профессии, или точнее – для этой должности. Я не могу просто отшить, хотя с возрастом это и появляется. Вот накричал сегодня на человека, который имел хамство позвонить мне на мобильный телефон, – по той причине, что я ему номера не давал, не настолько мы близки. Но тогда, по молодости лет, я такими качествами не обладал и встречался практически со всеми, кто жаждал этой встречи. И вот я встречаюсь с этим новым русским и пытаюсь объяснить, не произнося страшное слово «формат», почему на «Европе плюс» не может звучать песня про лагерь. Долго-долго мы говорили. А потом, упаковывая диск в свою барсетку, он мне говорит: «Юрий, вы совершаете большую ошибку. Вы лишаете свою радиостанцию рейтинга в стране, где 50 % мужского населения сидело, а вторые 50% готовятся сесть». Скорее всего, так и есть, говорю я, но у нас существует понятие «формат» (все же сказал я). И для вашей музыки можно создать отдельную радиостанцию, и она, поверьте, будет популярна. Этот человек не имел никакого отношения к созданию радиостанции, ни на какую мысль я его не натолкнул, но жизнь показала, что спустя годы появилось радио «Шансон», которое прекрасно существует и будет долго находиться в пятерке самых популярных радиостанций страны и города. Но всему — свое место и время. Мы старались свое лицо сохранить».
(slon.ru, 05.05.11)