«Утомленные солнцем-2: Цитадель»: О скотской сущности немихалковых *
Фильм «Утомленные солнцем-2: Цитадель» (Россия-Германия-Франция, 2011, режиссер - Никита Михалков, в ролях - Никита Михалков, Надежда Михалкова, Владимир Ильин, Анна Михалкова, Виктория Толстоганова, Олег Меньшиков) вышел в прокат 5 мая.
По пыльной военной дороге едет вереница грузовиков с грязными, некрасивыми ранеными. Из туч на них налетают «юнкерсы» и начинают бомбить. Половина грузовиков тут же превращается в горящий металлолом. И только один грузовик цел и невредим – ведь за рулем симпатичная Надежда Михалкова в роли Надежды Котовой. Грузовики бросаются врассыпную – и продолжают превращаться в горящий металлолом. Исключение составляет стоящий посреди чистого поля неподвижно грузовик с Котовой за рулем – в него не попадает ни единой бомбы. Ведь в нем начала рожать (единственная чистая среди грязной солдатни) Анна Михалкова.
На приступ невесть откуда взявшейся посреди России фашистской крепости пьяный генерал в алкогольном безумии посылает пьяных штрафников. В спину наступающим, дырявя им затылки, ободряюще стреляют гнилозубые заградотрядовцы. Уродливые штрафники гибнут один за другим – но случайно убежавший в атаку вместе со всеми Олег Меньшиков в роли чекиста Мити невредим. Ведь он наконец-то нашел Никиту Михалкова в роли комдива Котова и мудро держится при нем, отчего на него тут же распространяется неуязвимость.
Дальше в кинофильме «Цитадель» будет еще много чего. В частности, выяснится, что члены семьи Михалковых принципиально не взрываются на минах и способны подрывать крепости силой мысли. Кроме того, будет эпизод ясновидения комдива Котова, два эпизода физиологических побед комдива Котова над чужими женщинами, а также эпизод хождения комдива Котова по воде.
При первом взгляде создается впечатление, что перед нами – просто самое дорогое в истории человечества семейное видео, участники которого для прикола переоделись в костюмы Великой Отечественной, наняли массовку и соорудили фэнтези-декорации, чтобы потом просматривать все это в узком кругу по праздникам и угорать. Однако в картине «Цитадель» есть один момент, который мешает воспринимать ее подобным – возмутительным, но все-таки безобидным — образом. Этот момент заключен в следующем: за исключением «Котова и приближенных», вообще все советские люди в картине - начиная от Сталина и заканчивая случайными солдатами, офицерами, женщинами и прохожими – чудовищно уродливы. Если грим не дает возможность эпизодическим актерам продемонстрировать увечность своих генов – они корчат рожи. Если не помогает и это – они, по крайней мере, вымазываются грязью и ведут себя как животные. То есть мочатся с грузовика при женщинах, поют идиотские частушки, бросаются на колбасу и золотые часы, трусят и вообще – всячески демонстрируют свое скотство. «Вы большой человек! Но если бы не было маленьких людей, большие бы никогда не узнали, что они большие!» - кричит Котову один из самых отвратительных персонажей в лице замечательного актера Ильина, тем самым как бы отводя народу место в истории: быть предметом, с которым себя могут сравнивать «большие люди».
А это уже заставляет признать, что перед нами – не просто фантасмагория, а внятное послание к зрителю от заслуженного режиссера, видеоблогера, политического и общественного деятеля, руководителя множества организаций и автора «Манифеста просвещенного консерватизма» Никиты Михалкова. Послание, если можно так выразиться, вполне четко выражающее авторский взгляд на тему, кто есть кто и где чье место. Единственное, что можно сказать по этому поводу, так это то, что российский зритель точно так же послал Никиту Сергеевича Михалкова в ответ. По предварительным данным, за первые пять дней проката вторая часть 55-миллионного проекта не набрала в кинотеатрах и $1 млн. И это тоже весьма ясное высказывание.
Виктор Мараховский, InterMedia