Вуди Аллен: «Вам может показаться, что я к вам в декольте заглядываю, а я просто ничего не слышу»
(О ПОГОДЕ)
«Я не люблю солнечных дней. Они какие-то яркие, безличные. Только слепят, больше ничего. Мне больше нравится дождь. Он очень романтичен. К сожалению, когда я снимаю дождь, то мне почти всегда приходится заказывать искусственный. А это стоит денег. При такой дороговизне, которая сейчас, никто не хочет тратиться на подобные съемки. Я даже написал сценарий "Нью-Йорк в дожде", но так и не смог его реализовать. Вообще считаю, что пасмурная погода создает атмосферу интимности, навевает философские мысли и объединяет людей. Вы же не сядете за романтичный ужин, если ваш партнер затушит свечи, а вместо них включит яркий свет!»
(О ГЕРОИНЕ РЭЙЧЕЛ МАКАДАМС В ФИЛЬМЕ «ПОЛНОЧЬ В ПАРИЖЕ)
«Инес ищет удобной жизни. Когда она встретилась с Гилом, он был известным сценаристом и неплохо зарабатывал. Она пытается не упустить своего шанса, обручается с ним и уже видит себя в доме на Малибу. Там ей хочется растить детишек и ходить на вечеринки. Она не была готова, что Гил решит писать романы в Париже. В Инес нет ничего плохого, просто у каждого свои представления о наилучшем варианте жизни».
(ОБ ОУЭНЕ УИЛСОНЕ)
«Оуэн — актер по природе. Ему даже не нужно играть, он как будто уже находится в роли и живет в ней, как в жизни. У него замечательное заурядное лицо... Да-да. Он может быть героем любого фильма. Он кажется таким легким и не обремененным заботами человеком. Настоящий калифорниец. Полная противоположность мне. Поэтому мы так здорово поладили. Я сначала хотел взять кого-нибудь из Нью-Йорка, но агент по кастингу отсоветовал. Какой человек с Восточного побережья так по-идиотски отреагирует на встречи с Фолкнером, Хемингуэем и Дали?.. Герой Оуэна воплощает идеалы типичного голливудского сценариста. Каждый из них хочет прославиться как писатель, создать свое единственное великое произведение. Но почти все они поддаются соблазну комфорта и идут на компромисс с мечтой. Писать сценарии — дело нетрудное и прибыльное. Сначала они мечтают о собственном бассейне: купив его, улягутся на солнце, а когда встанут, пройдет уже десять лет».
(УДАЕТСЯ ЛИ ЕМУ СНИМАТЬ ТО, ЧТО ОН ХОЧЕТ)
«Я никогда не работал со студиями, поэтому мне и не приходилось бороться с их диктатом. Индустрия благосклонна ко мне, она считает, что я снимаю дешевые фильмы. Если у фильма потенциал блокбастера — или этого эффекта ожидают от него студии, - то они вкладывают в него порядка 50-80 миллионов долларов. Рядовой студийный фильм стоит около 30 миллионов. А мой — не больше 15 миллионов. Кому придет в голову из-за 15 миллионов портить себе жизнь? Только на наем сотрудников, которые бы за мной наблюдали, ушло бы гораздо больше. Даже если фильм провалится в прокате, студия от этого не разорится».
(КАК ЕМУ С ТАКИМИ БЮДЖЕТАМИ УДАЕТСЯ СНИМАТЬ ФИЛЬМЫ С ДОРОГИМИ АКТЕРАМИ)
«Я — как охотник за специальными предложениями. Звоню Шону Пенну или Пенелопе Крус в тот момент, когда они свободны. Если в этот момент они бы вели переговоры о миллионном контракте, никто бы не стал со мной возиться. Но когда у них перерыв между съемками, они охотно соглашаются. Ведь и им иногда хочется проявить свое актерское мастерство, сыграть обыкновенных людей, а не супергероев в погонях, драках, перестрелках и со спецэффектами. К тому же я отношусь к ним с большим уважением и предоставляю им свободу».
(КАК УДАЛОСЬ УГОВОРИТЬ СНЯТЬСЯ КАРЛУ БРУНИ-САРКОЗИ)
«Однажды я завтракал у семейства Саркози. В комнату вошла Карла. Она необыкновенно красивая женщина, такая скромная и обаятельная. Мне очень захотелось ее увидеть в своем фильме, но зная, что у нее мало времени, я спросил ее, не хочет ли она сыграть маленькую роль, без репетиций, на один-два съемочных дня. Она ответила: почему бы и нет. Ей тоже хочется сказать своим внукам, что она снималась в кино».
(ХОТЕЛ БЫ ЖИТЬ В ДРУГУЮ ЭПОХУ)
«Мы все очень избалованы. Вечно всем недовольны, хотим куда-то сбежать, что-то изменить. Жизнь, правда, тоже сложна и непонятна, в ней возникает много вопросов, на которые никто не знает ответов. Вот мы и фантазируем, бежим в прошлое, ищем лучшей доли. Я бежать никуда не собираюсь: достаточно представить, что раньше у зубного врача даже не было в кабинете кондиционера».
(О ПОЛИТИКЕ)
«Самое бессмысленное в нашем мире — политика. Искусственное чувство массовости отвлекает от бытия. Один идиот делает вид, что в чем-то разбирается, а другие так не считают: выходят бурные дебаты. А какой в этом смысл? Одни обсуждают, когда начать войну, другие — какой взять на фестиваль смокинг. Все суета. Каждый бьет себя в грудь и утверждает, что знает единственную правду. На самом деле мы просто пытаемся быть занятыми, чтобы не задаваться лишними вопросами. Одни занимаются искусством, другие — политикой или психоанализом, третьи считают оргазмы».
(О СЕКСЕ)
«Из всех перечисленных времяпровождений я бы выбрал именно его. Жизнь состоит из решений. Человек их принимает сознательно и подсознательно каждые пару секунд. Они могут быть разного уровня. Съесть мне сыр или ветчину? Пойти в душ или ванну? Устроить демонстрацию за права животных или людей? Одно из самых приятных времяпровождений заключается в общении с противоположным полом. И здесь можно принять столько решений, что на всю жизнь хватит. Например, любит — не любит, позвонит — не позвонит, пересплю я с ним сегодня или в следующий раз? Потом появляется семья, и вопросов возникает еще больше. Хотим мы одного ребенка или двух? Будем жить в городе или деревне? И так, пока задаешь вопросы и отвечаешь на них, незаметно и старость наступает. А с ней приходят и новые вопросы, типа: принять таблетку от ревматизма или от давления?»
(О РЕЛИГИИ)
«Завидую тем, кто верит в бога. Сам я ни во что не верю. Это заложено генетически: либо есть вера, либо ее нет. Наверное, для интеллектуала искусство — и есть религия. Если веришь в него, то становишься бессмертным. Если я говорю, что не знаю, хочу ли жить вечно, то меня начинают упрекать: "Твои фильмы будут жить за тебя!" Очень надо! Я бы хотел лучше быть сам молодым, здоровым и наслаждаться жизнью, чем кто-то потом — моими фильмами. Искусство может быть такой же иллюзией, как политика, вера в рай и ад. Что мне с того, если через сто лет мой фильм покажут по телевидению, если меня уже не будет в живых!»
(ПОЧЕМУ БОЛЬШЕ НЕ СНИМАЕТСЯ В СВОИХ ФИЛЬМАХ)
«А кому понравится наблюдать за влюбленным старцем? Не поддавайтесь на обман, если видите меня в тех же вельветовых джинсах и с очками в толстой оправе, как много лет назад. С тех пор я очень изменился. Например, я все стараюсь подсесть к вам поближе, как старый онанист. Вам может показаться, что я к вам в декольте заглядываю, а я просто ничего не слышу. Мне даже прописали какой-то аппарат, но я не умею им пользоваться. Его нужно постоянно прочищать, что-то там менять, на это у меня нет терпения. Я вам скажу: в старости нет ничего хорошего. С годами нисколько не умнеешь, наоборот, теряешь последний рассудок. Начинает болеть сердце, пошаливает печень, глаза ничего не видят, начинается склероз, понос, пульс слабеет и ноги еле тебя носят. Но главное разочарование — уже не удается затащить ни одну красотку в постель. А кому на экране нужен слепой старец, гоняющийся за Скарлетт Йоханссон?.. Вот если бы за ней бегал Леонардо Ди Каприо — другое дело».
(О ПЕРСПЕКТИВАХ ЗАКРУТИТЬ ИНТРИЖКУ С ДАЙАН КИТОН)
«С Дайан Китон закрутить интрижку? Но чем мы с ней потом будем заниматься? Никому не интересно наблюдать за двумя пенсионерами, которые с одышкой возятся в постели!»
(О ЖЕНЕ, КОТОРАЯ МЛАДШЕ ЕГО НА 40 ЛЕТ)
«Многим кажется, что она должна меня боготворить. На самом деле, она абсолютно не интересуется моими фильмами, не посмотрела и половины из них, постоянно меня критикует и ненавидит, когда я играю на кларнете. Правда, в последнее время я часто снимаю в Европе, а она любит путешествовать».
(О РЕЖИССЕРАХ, ОКАЗАВШИХ НА НЕГО ВЛИЯНИЕ)
«Когда я был молод, то развивался под влиянием европейского кино: Годар, Феллини, Трюффо, Бергман. Тогда они были новы и непонятны. Мне казалось, что вот это и есть искусство. Я с детства смотрел Годара или Рене, и теперь мои фильмы похожи на их фильмы. Но я не подражаю им сознательно. Привычки закладываются с детства. У Стивена Спилберга, например, все выходит по-другому: видимо, в детстве он увлекался фильмами про летающие тарелки и инопланетян».
(«Огонек», 16.05.11)