«Руки-ноги за любовь»: трупный бизнес ***
Пресс-показ черной комедии «Руки-ноги за любовь» («Burke and Hare», Великобритания, 2010, режиссер – Джон Лэндис, в ролях – Саймон Пегг, Энди Серкис, Айла Фишер, Том Уилкинсон, Тим Карри, Пол Дэвис) состоялся 18 мая в кинотеатре «Октябрь».
Уильям Берк (Саймон Пегг) и Уильям Хэр (Энди Серкис) – типичные раздолбаи-неудачники, к тому же ирландские иммигранты. На дворе XIX век, в столице Шотландии царят суровые нравы, а они пытаются заработать на жизнь, но все, за что они берутся, в буквальном смысле валится у них из рук. В один прекрасный вечер, не без содействия эля, их осенило: можно ведь получить неплохие деньги, продавая выкопанные трупы в качестве материала для препарирования известному эдинбургскому врачу. И науке подмога, и заработок реальный.
Правда, как назло, эпидемий никаких не случалось, и умерших естественной смертью парочке явно не хватало – пришлось взять в свои руки контроль за смертностью жителей шотландской столицы. Попросту говоря, убивать постояльцев гостиницы, шастать по ночному Эдинбургу в поисках пьяниц, играть роль санитаров леса, а в свободное время даже выступать меценатами в местном театре – и все время с неизменными шутками и прибаутками.
Новая картина Джона Лэндиса, снявшего в свое время просто убийственные сборники комедийных скетчей вроде «Амазонок на Луне» и «Солянки по-кентуккийски» и прославившегося хоррор-комедией «Американский оборотень в Лондоне» (а можно еще вспомнить клипы «Thriller» и «Black or White» Майкла Джексона – тоже его рук дело),
основана на реальных событиях. Ирландские иммигранты Уильям Берк и Уильям Хэр действительно совершили 17 убийств за год. Они на самом деле продавали трупы своих жертв в качестве материала для изучения известному эдинбургскому врачу Роберту Ноксу (в фильме его играет Том Уилкинсон) - учредителю частных анатомических курсов для студентов Эдинбургского медицинского колледжа. А сообщницами преступников стали любовница Берка Хелен М’Дугал (Айла Фишер) и жена Хэра Маргарет Лэрд (Джессика Хайнс).
У Лэндиса отлично получилось воссоздать неприглядную атмосферу Эдинбурга, художники по костюмам и декорациям потрудились на славу. Хорошие характерные актеры также выложились на все сто: начиная от Саймона Пегга, ставшего лицом британских комедий («Зомби по имени Шон», «Типа крутые легавые») и заканчивая Тимом Карри («Шоу ужасов Рокки Хоррора»).
Проблема фильма в том, что режиссер постоянно помнит о том, что снимает типично британскую комедию со всеми вытекающими. Чопорная, холодная, от головы, отстраненная манера шутить по поводу не самых веселых вещей - именно таким британским юмором, порой весьма чернушным и ироничным, пропитана картина. Любители подобных комедий (тут уместно вспомнить «Залечь на дно в Брюгге») останутся довольны: в фильме почти нет телесных «сортирных» гэгов, так любимых американцами. Однако от Джона Лэндиса ожидалось более динамичное, остроумное и абсурдное – в духе «Монти Пайтона» - зрелище.
Денис Шлянцев, InterMedia