Лариса Лужина: «Какая там любовь в мои годы?»
(КАК ПОПАЛА НА ГЛАВНУЮ РОЛЬ В КАРТИНУ «НА СЕМИ ВЕТРАХ»)
«Только благодаря влиянию нашего преподавателя Сергея Аполлинариевича Герасимова. Он всегда старался снимать студентов в своих фильмах. И вот в фильме «Люди и звери» сыграл практически весь курс: Жанна Болотова, Сергей Никоненко, Вадим Захарченко… Буквально всем достались роли, кроме меня! Два летних месяца у меня оставались незанятыми. И тогда, узнав, что режиссер Станислав Ростоцкий будет снимать военную драму «На семи ветрах», Герасимов, так сказать, порекомендовал меня на главную роль. Его слово было решающим! И несмотря на то, что у меня совсем не было опыта, а на эту роль уже была утверждена другая актриса, меня взяли. Так я оказалась в одном фильме с признанными мастерами…»
(О ВЯЧЕСЛАВЕ ТИХОНОВЕ)
«Он был абсолютно впереди всех по популярности среди советских актеров! Его любили женщины. Тогда он уже снялся в фильмах «Дело было в Пенькове», «Чрезвычайное происшествие». Но работать с Тихоновым было очень тяжело. На нем всегда лежал такой налет… превосходства, пренебрежения к людям. Он был таким снисходительным, что ли. Это очень раздражало! По сюжету мы играли тонкую любовную историю, а контакта между нами, актерами, совсем не было! Он даже не разговаривал со мной. И все замечания по моей работе говорил режиссеру. Меня это взбесило, и я возмутилась. Мы с Тихоновым поссорились. Доиграв до конца фильма, мы так и не наладили отношения. Только много лет спустя, к моему юбилею, он прислал мне открытку с поздравлениями».
(О ВОЙНЕ)
«Конечно, я не воевала, была ребенком в войну, но помню все трагедии, которые война принесла в жизнь нашей семьи. Отец был ранен и умер очень молодым, в возрасте 27 лет. От голода умерла моя старшая сестра, погибла раненная осколком бабушка… Мы с мамой оставались в блокадном Ленинграде и едва выжили… Такое не сразу забудешь. В сущности, какая-то более-менее обеспеченная жизнь началась только после нашего переезда в Таллин».
(О ВЛАДИМИРЕ КОРЕНЕВЕ)
«Это было еще в школе. Мы с ним вместе учились. Коренев уже тогда был потрясающе, невероятно красив и обаятелен! Когда в Таллине создавался первый дом моделей, я прошла кастинг. Демонстрировала вечерние туалеты и чувствовала себя настоящей Золушкой на балу! А у Коренева был очень большой интерес к девчонкам, постоянно какие-то романы. С ним у нас тоже была влюбленность, и мы даже какое-то время ходили на один мост, чтобы целоваться. Такая у нас была традиция. Однако во что-то серьезное это не вылилось, и жизнь нас потом развела…»
(КТО ИЗ ПАРТНЕРОВ ПО ФИЛЬМУ НРАВИЛСЯ ЕЙ ПО-НАСТОЯЩЕМУ)
«Я в двух картинах сталкивалась с актером Петром Вельяминовым. Вот это был настоящий мужчина! Хотя он был на много лет старше меня, у нас с ним сложились очень теплые отношения. И потом мы не раз виделись на кинофестивалях. Я всегда отмечала, что Петра Сергеевича будто не берут годы. В него и 80-летнего можно было влюбиться без оглядки!»
(О ДРУЖБЕ С АЛЛОЙ ЛАРИОНОВОЙ)
«Мы не играли с ней в одних фильмах, она ведь начала сниматься гораздо раньше меня. Познакомились на гастролях, в концертной бригаде. И как-то так у нее легла ко мне душа, и мы стали общаться все чаще и чаще… Ларионова помогла мне приобрести дачу на Истре, там мы до сих пор живем по соседству с ее дочерью Аришей, я поддерживаю с ней связь. Мы были готовы сниматься где угодно. Но в девяностые годы иногда даже в массовку было не попасть, просто не ставились новые картины. Вот если бы Алла дожила до наших дней, могла бы зарабатывать сериалами… А тогда просто нечего было есть… Я думаю, что ее сломала смерть Николая Рыбникова. Это очень тяжело – остаться одной после 33 лет счастливого брака. Она говорила: «Мне неинтересно жить. Я ничего не хочу». С таким настроем трудно жить на свете».
(О СВОИХ БРАКАХ)
«Я жалею только об одном браке, втором… С первым мужем разошлись спокойно, мы с ним познакомились во ВГИКе, он был оператором. Нас попросту развела судьба, потому что я долгое время работала в ГДР, а он в Советском Союзе. На расстоянии мы не смогли сохранить свои чувства, муж полюбил другую, и мы расстались. А с оператором Валерием Шуваловым у нас была крепкая, хорошая семья. От него у меня единственный сын. Мы могли бы и дальше жить, если б я не совершила глупость. Я влюбилась в актера Владимира Гусакова и забыла о семье. Просто обо всем забыла, даже о том, что у меня есть ребенок! Я предала своего мужа».
(О РАЗВОДЕ С ТРЕТЬИМ МУЖЕМ)
«Через десять лет меня бросили, и это было для меня катастрофой, ужасной трагедией. Я просто не хотела жить! И в какой-то момент решила покончить с собой… Наглоталась таблеток… Но сделала это как-то неловко, это стало известно другим людям, и меня спасли. Мне было очень стыдно. Я вспомнила о сыне, о том, что мне нужно жить ради него. И тут появился мой будущий четвертый муж, за которого я уцепилась, как утопающий хватается за соломинку. Но этот брак, к сожалению, тоже быстро распался… Мы были людьми разной группы крови, с совершенно разными понятиями, интересами… Создавать семью при таких условиях не стоит, сохранить ее трудно. И видимо, никто из нас не хотел ничем жертвовать».
(О ПЕРСПЕКТИВАХ ВЫЙТИ ЗАМУЖ В ПЯТЫЙ РАЗ)
«Да бросьте! Кому я нужна в 72 года?! Никто на меня и не смотрит. Конечно, мне оказывают знаки уважения, дарят цветы. Например, когда я приезжаю на кинофестивали, прихожу на мероприятия. Но все это только потому, что я «легендарная актриса». А сама по себе я никому не интересна. Я вижу, что мужчина оказывает мне знаки уважения, но не чувствую, что интересна ему как женщина. Такого внимания я уже давно не испытывала. Но хочу сказать, что и сама бы не могла уже влюбиться. Какая там любовь в мои годы? Ну, в кого мне влюбляться? Молодому человеку не поверишь, не доверишься, а влюбиться в старика – тоже маловероятно…»
(О СЕМЬЕ СЫНА)
«Я стараюсь им помогать, ведь тяжело в наше время поднять троих детей. У меня трое внуков – Данил и Матвей школьного возраста и Прохор, которому год и три месяца. Вижу я их довольно редко, не чаще раза в месяц. Иногда старших внуков даже не узнаю, так быстро они растут и меняются. В общем, честно говоря, крайне редко вижу семью сына».
(О РАБОТЕ)
«В фильмах не снимаюсь, я снимаюсь в сериалах, а это разные вещи. Я абсолютно четко осознаю, что это не шедевры, но зато благодаря этому могу зарабатывать сама, мне ведь нужно как-то жить… И я работаю честно. И в тех условиях, которые есть, стараюсь сыграть хорошо, насколько это возможно. А сериалы, в которые я ввязалась, страшно длинные – двести, триста серий…»
(О ЗДОРОВЬЕ)
«У меня проблемы с ногами, точнее, с одной из них. Я уже совсем не могу ходить на каблуках, поэтому пришлось отказаться от работы в театре. Я и без каблуков-то хожу с трудом! Уже семь месяцев рискую, врачи настаивают на операции. Говорят: еще раз вывихнете ногу, и всё – придется ампутировать стопу! Мне бы уже давно надо заняться этим вопросом, а я все дотягиваю съемки в еще одном сериале. Там мне, правда, повезло с ролью. Играю парализованную женщину в инвалидном кресле. Они мне даже стеснялись это предлагать, а я очень обрадовалась. Самое то для меня! В общем, надеюсь в ближайшее время заняться здоровьем, ведь безногая семидесятилетняя актриса точно никому не нужна…»
(ОБ ОТНОШЕНИЯХ С ВЫСОЦКИМ)
«Романа у нас не было! Слухи об этом пошли после фильма «Вертикаль», где я сыграла главную женскую роль. Там я много рассказывала Володе о своих поездках по миру, и в итоге он написал про меня песню под названием «Она была в Париже». Все думали, что это песня про Марину Влади, но режиссер Станислав Говорухин рассказал всем, что это песня обо мне. После этого и пошел в народ слух, что у нас с Высоцким роман! Избавиться от них я не могу до сих пор, так же как и от фразы, что фильм «Вертикаль» моя «визитная карточка», с чем я совсем не согласна, что уж там у меня была за роль. Я вообще не причисляю себя ни к «легендарным», ни к «выдающимся» актрисам. Я хорошая актриса. Но не более».
(«Собеседник», 19.05.11)