Татьяна Зыкина – «Пиано-весна» ***
Golden Horseshoe. Релиз СD и DVD состоялся в апреле.
«Я давно хотела свести к минимуму количество инструментов, - рассказывает Татьяна Зыкина в пресс-релизе к этому изданию. – Так получилось, что с гитарой мой голос не очень подружился. Я пою негромко, но с большим количеством деталей, поэтому рОковое звучание для меня всегда было дискомфортно. Я не люблю перекрикивать музыку. А с клавишами мой голос сливается в почти эротическом танце». Что ж, это довольно убедительное обоснование для появления концертного альбома, записанного 12 марта этого года в КЗ им. Любови Орловой в Звенигороде. Единственным аккомпаниатором стал пианист Оскар Чунтонов, сама Татьяна подыгрывала на акустической гитаре и перкуссии. «Несмотря на все шероховатости, я могу точно сказать, что это был один из самых счастливых и удачных моих концертов», - продолжает г-жа Зыкина. Вероятно, певица предвидела такую удачу заранее, иначе вряд ли в звенигородском зале велась бы съемка с четырех камер и осуществлялась многоканальная запись.
У меня где-то стоит VHS-кассета с концертом группы «Ария» в клубе «Пилот»: 1996 год, съемка с одной видеокамеры – зато в наличии все главные песни в исполнении Кипелова, Холстинина, Дубинина и Ко. Это была целая история – уговорить оператора переписать выступление мне на кассету. Не помню, пересматривал ли я ее больше одного раза, но в качестве исторического документа пленку надо обязательно сохранить. Сейчас запись диска, да и съемка DVD перестали быть тщательно подготовленным таинством – снимай и записывай хоть каждый концерт, издавай, выкладывай: интернет большой, он всё стерпит. Татьяна сначала оперативно поместила live-альбом на торрент-трекеры, и лишь недавно был осуществлен релиз на физических носителях. Велик соблазн предположить, что идея издания «Пиано-весны» возникла из-за доступности технических средств: понадобился концертник – поехали да записали. Но представленный материал опровергает эти предположения: концерт действительно производит впечатление очень искреннего и с большой душевной отдачей. Попробовав быть рок-звездой и поняв, что не так уж этого хочет (да и не получается, если честно), Татьяна Зыкина вернулась к камерному акустическому общению со слушателем. Пожалуй, самым ценным моментом записи стало ощутимое состояние кайфа, который исполнительница испытывает в антураже зала имени Любови Орловой. Вроде бы все песни уже издавались, вроде в текстах попадаются жесткие образы – но «романсовая» атмосфера растворяет и меняет их до неузнаваемости, разве что успевшие стать радиохитом «Водопадами» напоминает о бывшей рок-звезде.
На той же откровенной, интимной волне идет доверительное общение с залом. Фанатская база – главный капитал Татьяны Зыкиной после ухода из «большого шоу-бизнеса». В отличие от «Ночных снайперов», которые не захотели быть культовым акустическим дуэтом, чем обидели известную часть старинных поклонников, Зыкина вернулась «к своим». «Пиано-весна» в основном этим «своим» и адресована – им интересны мельчайшие нюансы интонирования певицы и фортепианные версии давно известных песен. Скорее всего, вне этого сообщества концертный альбом не получит никакого резонанса: есть в индепенденте певицы, которые и фолк-музыку исполняют профессиональнее, чем Татьяна в «Маяковском», и в камерном жанре чувствуют себя органичнее, и песни пишут более яркие. Собственно, успех «Пиано-весны» полностью зависит от того, достаточно ли Зыкиной обожания собственной аудитории или ей все-таки хочется больше зрительской любви. Если достаточно, то диск, безусловно, удался. Если нужно больше, то «Пиано-весна» на пути привлечения новых поклонников видится довольно рискованным шагом.
Алексей Мажаев, InterMedia