«Бахыт-компот» - «Перезагрузка-2011» ***
«Никитин». Релиз CD и DVD состоялся в мае.
Как и многие другие музыканты среднего, скажем так, поколения, Вадим Степанцов стоит перед дилеммой: продолжать ли эксплуатировать «Пьяную помятую пионервожатую» или все-таки писать новые песни в надежде переплюнуть главные хиты. Впрочем, в случае «Бахыт-компота» этот вопрос не является альтернативным: лидер группы старается делать и то, и другое – юзать «Пионервожатую» и высказываться на актуальные темы, причем одновременно. Несколько последних альбомов Степанцова были составлены по принципу «Новое и лучшее»: пяток новинок соседствовал с известными треками. Разумеется, они были представлены в обновленных аранжировках, переосмысленном виде и бла-бла-бла. При этом я отнюдь не уверен, что такой подход был оправдан с коммерческой точки зрения. Поклонники старого «Бахыта» наверняка давно обзавелись правильными сборниками, и вряд ли «переосмысленные» версии песен могли бы претендовать на жемчужины этих меломанских коллекций. Почитателей же поэтического таланта Вадима Степанцова старье, пусть и золотое, сильно отвлекало от новых произведений. Да и самого великого магистра Ордена куртуазных маньеристов собственное творческое прошлое тоже очень отвлекает – многие его новинки испытали сильное влияние предыдущих успешных вещей.
По вышеизложенным причинам название альбома «Перезагрузка-2011» кажется неудачным. Строго говоря, не нужны нам от Степанцова ни перезагрузки, ни занятия вокалом, ни попытки попасть в поп-формат. Для тех, кто ценит его сложившуюся манеру, интересны новые тексты поэта, а также наглое изящество, с которым «Бахыт-компот» тащит все, что плохо лежит, из мирового музыкального наследия. Степанцов и компания умеют играть с зажигательным энтузиазмом ресторанных лабухов, просто не способных удержаться от того, чтобы не засадить соло из «Дип Папл» вперемешку с Лещенко. Такие моменты на новом диске тоже есть, но проявляются как-то дискретно: то текст отличный попрет, то инструментальный отвяз – но, как правило, не в унисон, увы.
Подбор старых песен в «Перезагрузке» не очень впечатляет. «Кладбищенская клубника» зачем-то обзавелась видоизмененной мелодией, отчего выпала из категории хитов, к «Небу Родины» сделана задумчивая электронная аранжировка, а «Монгольская эстрада» от нововведений не пострадала, осталась такой же средней, как и была. Среди менее известных песен выделяется «Бесконечно влюбленный» - тут и слова достойные, и мелодия, которая напоминает не какую-нибудь диско-эстраду 70-х, а… «Смысловые галлюцинации». «Змеиный дом» Вадим Степанцов исполняет дуэтом с Раисой Саед-Шах, которой удалось решить невероятную вокальную задачу – спеть более противным голосом, чем у лидера «Бахыта», а он далеко не Карузо. Больше ничего запоминающегося в песне, правда, нет. В «Телочках» Степанцов выступает в первую очередь как поэт, отменно делая то, что ему лучше всего в творчестве удается: куртуазно воспевает плотскую любовь к женщине. В «Рыбах золотистых» включается наконец кабацкая вольница: это счастливейший шестидесятнический твист о рыбах из детства во главе с простипомой. «Приз за лучшую улыбку» отличается неудачным текстом, но ловкой цитатой из Африка Симона, а в «Нажрались солдаты сала» лирический мотив оснащен замечательно бредовыми словами.
Входящий в издание DVD включает семь клипов, подобранных по тому же принципу. Есть ролик «Девушка по имени Бибигуль», нарезанный из съемок разных лет – наибольший интерес здесь вызывает изменчивая длина волос солиста. Есть «Империя», тоже архивная, и снятое в Африке «Небо Родины». Удешевление процесса производства компьютерных роликов позволило Степанцову вернуться к идее экранизации старых хитов. В итоге «Пьяная помятая пионервожатая» обзавелась остроумным видео с элементами соцарта, которое ныне все равно смотрится крайне странно: не тот драйв, не тот текст, не те эмоции. Зато к просмотру рекомендуется клип под названием «Клип», в котором Степанцов крайне иронично, как мы любим, описывает процесс съемок клипа.
Алексей Мажаев, InterMedia