Елена Ваенга: «Было бы свободное время, у меня были бы дети, а не любовники»
(КАК РЕАГИРУЕТ НА КРИТИКУ)
«Меня огорчает негативное мнение обо мне со стороны людей, которых я уважаю, как, например, Евгения Гришковца. Считаю Женю талантливым человеком и его творчество добрым, правильным, разумным… Он не просто артистишка, который все бегает из одного сериала в другой, а художник. Почему Евгений стал так обо мне отзываться? Может, он мечтал о громкой музыкальной карьере – у него же есть своя группа «Бигуди», а его ценят за перо и за ум? Не знаю, но критика Гришковца меня не радует».
(О ДЕМОКРАТИИ)
«Если человек выставляет свое произведение, неважно какого жанра, напоказ и на суд зрителя, то он должен быть готов к тому, что могут принять это или не принять. Тогда как частная жизнь, в отличие от творчества, в принципе не должна обсуждаться другими людьми, если человек не приносит конкретный вред. В последнее время невольно начинаешь задумываться над значением слова «демократия». Думаю, что это очень страшный момент. Воспитанный человек воспринимает демократию правильно и существует в ней правильно. А человек дегенеративный – а такие среди нас тоже есть – относится к демократии как к анархии. То есть чё хочу, то и делаю. Захочет – выругается матом, находясь, к примеру, рядом с детьми: а чё, демократия! Получается, что это уже у меня маленький шажок в политику. Но я не политик – если я в нее и ступлю, то сразу же и выйду. Преклоняюсь перед великими политиками, потому что это спокойные, уравновешенные, мудрые люди, которые могут такую махину под названием Россия двигать. Я бы, если бы там оказалась, на третий день сдала мандат».
(О ВАЛЕНТИНЕ МАТВИЕНКО)
«А чего вы критикуете главу администрации, не лучше ли начать с себя? Давайте я сейчас сделаю вас губернатором вашего подъезда… Хотите скажу, что будет через месяц? Появится группа недовольных жильцов, которая скажет, что вы очень плохой губернатор подъезда. Им не нравится то, то… Согласна, прежде всего бросается в глаза плохое – грязь, разруха, хамство… Но почему я должна обвинять Валентину Ивановну за очень плохие дороги в Санкт-Петербурге? Матвиенко выделяла на это деньги, а есть тот, кто украл эти деньги. Мне что, пальцем показать на того, кто это сделал? Не буду. Извините, я еще жить хочу. Мы все привыкли хаять нашего губернатора. А вы даете гарантию, что в течение месяца не бросили ни одного окурка, фантика, бумажки на улице? Если не бросили, то имеете право обвинять».
(О МНЕНИИ, ЧТО ЕЕ СЛАВА ВОЗНИКЛА НА ПУСТОМ МЕСТЕ)
«Ничего себе пустое место! Заниматься музыкой с шести лет – и пустое место? Даже не представляете, что это такое – не иметь свободного времени! Я практически не гуляла на улице. Пахота была с пяти утра до глубокой ночи. Начинала заниматься сольфеджио в четыре утра – и так каждый день. Люди, а театральный институт, который я окончила с красным дипломом? Он мне тоже достался кровью и потом. Без продыха работала, работала, работала. Очень много забрала времени у своего детства и юности. Легких дней у меня сейчас нет. Когда люди говорят, что Ваенга находится на пике, я думаю: «А ведь я еще нахожусь в натуральном пикЕ. Страдаю от отсутствия свободного времени, причем и физически, и душевно».
(О ХУДОЖНИКАХ)
«Не всякий, кто берет кисть в руки, имеет право называть себя художником. Если даже у человека есть талант к рисованию, это еще не значит, что он художник. Художник – тот, кто мысль на картину перекладывает. Хотя Малевич тоже считал, что у него великая мысль заложена в «Черном квадрате», но я не первый раз смеюсь над этой картиной. Кстати, и сама позволяю людям смеяться над своими песнями. Если публика найдет откровенную глупость в моем репертуаре, то может откровенно об этом сказать: «Ваенга, ну что вы ерунду поете!» Для меня апофеоз глупости – это «Черный квадрат». Он висит в Эрмитаже. Я там была и его видела. Поверьте, 90 процентов людей, которые подходят к «Черному квадрату», просто ухмыляются. Пусть картина продолжает себе там висеть – все-таки есть 10 процентов тех, кто ею восхищается».
(СКУЧАЕТ ЛИ ПО ДРАМАТИЧЕСТКОМУ ТЕАТРУ)
«Вы не понимаете, если спрашиваете у меня, не скучаю ли я. Скучать и тосковать – два разных глагола. Тосковать – это хотеть, но не иметь возможности, а скучать – это ни черта не делать, а только думать: «Не хотеть ли мне сыграть Гертруду?» Посмотрите мое расписание ради любопытства. И пожалуйста, опубликуйте его. За последние два года не имела выходного. Не знаю, какой день недели, потому что живу числами».
(О СЛУХАХ ПРО ЕЕ РОМАНЫ)
«С кем романы? Эта несчастная журналистка из желтой газетенки умудрилась приписать мне в любовники мальчика, с которым я в последний раз виделась в детском саду! Сумасшедшая она, что ли? Она сама может вообразить, что в ее жизни такое может произойти, чтобы при бешеном графике, имея перед собой тысячи новых людей, закрутить роман с мальчиком из детского сада? Она такие истории вообще знает? Если знает, так пусть описывает. Да мы с Димой Курябовым посмеялись, когда в Калининграде увиделись через 30 лет. Какое у меня ко всем этим сплетням может быть отношение? Рыться в грязном белье, да еще в несуществующем – полная жопа. Когда у меня что-то поменяется в личной жизни, я сообщу об этом журналистам. Скрывать не буду – зачем мне это? Пока вы сейчас наблюдаете моего мужа рядом со мной. Разумные люди, у которых есть извилины и способность рассуждать, понимают, что на любовников у меня физически нет времени. Вот и всё. Было бы время свободное, у нас были бы дети. А не любовники».
(БУДУТ ЛИ У НЕЕ ДЕТИ)
«Конечно, дети будут. А без любовников я как-нибудь обойдусь».
(КАК ПОКОРИТЬ МУЖЧИНУ)
«Да на этом мир построен! Чем Джульетта покорила Ромео? Но если взять средний вариант – молодую женщину и мужчину старше ее на 15–20 лет, то я бы вспомнила комедию Шекспира «Укрощение строптивой». Если ты строптивая женщина, то мужчина повозится с тобой пару недель и плюнет на это дело. Впрочем, если у женщины будут нефтяные вышки, а у него голые карманы, то повозится подольше – может, и всю жизнь. Каждая ситуация единична! И не надо навязывать никаких рецептов».
(О КОСМЕТИКЕ)
«В жизни я просто менее накрашена. В последнее время косметикой стараюсь меньше пользоваться. Женщины вообще старят себя косметикой. Однажды сидела в любимом салоне красоты и вижу: заходит женщина, как мне показалось, пожилая и некрасивая. Начинают ей мыть голову, женщина умылась – и наступило преображение. Я хотела к ней подойти и сказать: «Женщина, вы стали на 20 лет моложе, смыв всё». Потом женщину стали начесывать, лакировать, и вернулся весь ее возраст. У меня есть подружка – ей 52 года, но она выглядит лучше меня. Понимаю, что в 80 лет выглядеть на 30 нереально, и если у вас 44 пластические операции, то не надо рассказывать миру, что вы хорошо сохранились. Просто у вас хорошая «пластика». Я могу накраситься, причесаться, и люди скажут: «Боже, 45-летняя тетка!» Грим делает человека взрослее и грубее. Хотя элементарные основы макияжа должны быть. У меня сейчас все как на весах – качается».
(ОБ ОТНОШЕНИИ К СЕБЕ)
«Отношусь к себе не как к творческому человеку, а как к человеку. Сама себе не говорю: «Лена, ты творческий человек!» «Я Лена, я человек!» – так я сама с собой разговариваю. Человек ведет себя либо хорошо, либо плохо, либо правильно, либо неправильно. И наплевать, кто он по профессии. Или хорошо, или плохо. Или белое, или черное. А оправдывать себя тем, что я творческая натура, бред. Люди, которые занимаются творчеством, чувствуют все острее и тоньше – это факт. Ну и что, при чем здесь чувства?»
(С КАКИМ ЖИВОТНЫМ СЕБЯ СРАВНИВАЕТ)
«Слушайте, если в шутку, то можно себя сравнивать со всеми животными! Я бы сравнила себя с собачкой или лошадкой, которая в поле пашет. Я – как орловская лошадка, которая тащится из одного города в другой, а не скаковая, арабская. Но ни с северным оленем, ни с белой птицей не сравниваю. Вообще не люблю красивые слова, как бы парадоксально это ни звучало. Есть слова как бы красивые. Выражение, например, «одинокая волчица» Пушкин не использовал, а у меня классические ориентиры. Не люблю слов ради слов и песен ради песен».
(«Собеседник», 15.06.11)