Сборник «Eurovision Song Contest Dusseldorf 2011» **
Gala Records. Релиз двойного CD состоялся в мае.
Ежегодно перед «Евровидением» публикуются некие букмекерские прогнозы, которые никогда не оправдываются. И это один из феноменов конкурса, который каждую весну определяет вроде бы чемпиона Европы по музыке – да только в полулюбительском дивизионе. Почему букмекерский бизнес в этом случае не боится рисковать своими деньгами, которые во всех остальных случаях считает очень хорошо, мы можем только предполагать. Неужели ставки на участников «Евровидения» настолько шутейные, что котировки можно выставлять «от балды»? Как бы то ни было, на мнение букмекеров из года в год ссылаются все комментаторы конкурса, а когда потенциальные фавориты не попадают в десятку, это почему-то как бы никого и не удивляет.
Зачем нужен официальный сборник «Евровидения-2011» через месяц после конкурса? Ну, во-первых, чтобы, переслушав его, вновь убедиться в слабом уровне большинства песен и – святое дело – традиционно заявить о том, что львиная доля конкурсных номеров напрочь забывается сразу после своего выступления, а спустя месяц – и подавно. А во-вторых, раз песни все равно уже никто не помнит, можно почувствовать себя букмекером: дать «на слух» свои прогнозы, а потом сравнить их с реальными результатами. Про каждую из 43 композиций мы говорить не будем, но разобьем участников дюссельдорфского «Евровидения» на группы в соответствии с шансами их произведений на победу.
Порожняк. На конкурсе всегда есть скучные песни, устаревшие лет за 30 до своего создания: вульгарная эстрада, не имеющая ничего общего с европопом. Причем жанр этих композиций во многом формирует то, что принято называть «форматом «Евровидения». В Дюссельдорфе в амплуа «когда же это уже кончится?» выступили Албания, Бельгия, Болгария, Кипр, Хорватия, Латвия, Македония, Мальта, Нидерланды, Польша, Румыния, Сербия, Словения, Словакия, Сан-Марино. Многих уже даже балканский колорит не выручает.
Слышал звон. Это исполнители, которые попытались примодниться, но выбрали несколько странные образцы для подражания – жизнерадостно-банальное латино, псевдо-синти-поп, тин-поп, хип-хоп, хард-рок и т.д.: Армения, Эстония, Испания, Великобритания, Израиль (Blue неубедительно пародируют самих себя времен успеха, как и Дана Интернешнл), Греция, Ирландия, Норвегия, Швеция, Турция и т.д.
Фрики. В эту категорию попали те, кто приехал в Дюссельдорф посмешить народ или выступить с политическими заявлениями (что в ряде случаев одно и то же). Так, Анастасия Винникова заявила на всю Европу «Я люблю Беларусь». Европа изумилась, зато в своей стране у девушки должно быть всё хорошо. Здесь же оказалась Молдавия, чьи Zdob Si Zdub решили поклоунничать, и Португалия. Кстати, что-то неурожайный на фриков выдался год.
«Классика» и «джаз». В кавычках, потому что таковыми жанрами могут считаться только в рамках «Евровидения». В этом году кроссоверно-блюзово-мюзикловых номеров было немного, поэтому они на общем фоне смотрятся молодцевато. К ним относятся Австрия, Франция, чей представитель выглядит на диске столь же мощно, сколь бледно проявил себя на сцене, Италия, Литва, Украина.
«Барды». Задушевность не способствует высоким результатам на конкурсе, но слегка радует измученных зрителей. Лена из Германии выглядела даже лучше, чем год назад, когда она победила, но песню представила почти такую же, а «евро»зрители любят, чтобы музыка чуть-чуть менялась. Сюда же попали Босния и Герцеговина, Швейцария, Финляндия (представившая барда без кавычек, к тому же оголтелого эколога), Исландия.
Хиты. Здесь мы сгруппируем песни, которые можно услышать не только на «Евро», но и, скажем, по радио, и не почувствовать при этом неладное. Азербайджанская «Running Scared» этому критерию вполне соответствует, так что победила заслуженно. Если ориентироваться только на слух, а не на вкусы публики и геополитические тонкости, выиграть (или зазвучать на поп-станциях, что тоже неплохо) могли Дания, голосистая Грузия или Венгрия.
Русский. Русский парень в огне не горит, русский парень в воде не тонет. Или это из другой песни?
Алексей Мажаев, InterMedia