Вася Обломов – «Повести и рассказы» ****
«Монолит». Релиз диска состоялся в мае.
Так и не добившись осязаемых успехов со своей брит-поп-группой «Чебоза», Василий Гончаров переименовался в Васю Обломова и подошел к делу со стебной стороны. При этом обломовский дебют «Магадан» не показался рецензенту сколько-нибудь остроумным. Рефрен «Еду в Магадан» вышел привязчивым, это да, но квази-рэп о превратностях жизни музыканта с хорошим вкусом, способного заработать только на шансоне, был довольно унылым. Тем не менее всеобщие сетевые восторги и крики «Давай, Вася!» заставили Гончарова-Обломова окончательно отказаться от брит-попа и сделать песню про Магадан совсем уж биографической. Вместо условно серьезного творчества Василий накропал с дюжину псевдосоциальных песен в поражающем воображение диапазоне от издевательских текстов о скверном начальнике до совершенно обескураживающего плача об издевательствах и убийствах в армии. В помощь ему были выдвинуты лучшие силы, в том числе Сергей Шнуров и Леонид Каганов, но и сам Обломов, не выходя из амплуа чмошника и собственно предателя идеалов независимой музыки, блеснул некоторыми точными наблюдениями и занятными рифмами. Все это сделало «Повести и рассказы» одним из самых заметных релизов конца весны.
Прикрываясь имиджем приколиста, Обломов затрагивает рискованные темы и внезапно оказывается на переднем крае «протестной» музыки: даже из рэперов никто не ковырял общественные болячки с таким сладострастием. Немного портит дело известная по «Магадану» некоторая интонационная безучастность читки – столь же ударные рефрены сочинить к каждой песне не получилось, поэтому кое-где единственным развлечением оказались рифмы. Вася, правда, подстраховался от этих обвинений, сочинив композицию «УГ», то есть «унылое говно»: теперь нет никакого смысла так называть альбом, коли артист «сам признался». Впрочем, интересных вещей тут больше, чем скучных. «Кто хочет стать милиционером?» посвящена переименованию милицию в полицию, и ее жемчужиной стал фрагмент, начитанный от лица провинциального милицейского начальника. «С чего начинается Родина» довольно мрачно описывает российские реалии, а «Письмо счастья» представляет собой послание Путину от типичного представителя его электората, бесхитростного до правдорубства: «Верим в вас и в победу сильной России, ваш план не читали, да мы бы и не осилили <…> На выборах, если честно, никто из нас не бывает, народ и без нас вас сам выбирает <…> Прочитали в сети, что вы взрывали дома, да ну, это какая-то ерунда». Тему продолжает «Думай о хорошем»: Вася вполне скрупулезно перечисляет типичные проблемы, вгоняющие в депрессию «маленького человека», который уже не может настроиться на источаемый телевизором позитив. «Одноклассники» - предсказуемая зарисовка о том, кто кем стал, а «Роме пришла повестка…» как-то слишком трагична для вроде как шуточной пластинки. Однако на другом полюсе, видимо, для равновесия расположился «Начальник», которому грозит судьба «Магадана» и растеряевских «Комбайнеров». В отличие от «Магадана», «Начальник» это заслужил: «В коньяк тебе мочи, в кокаин тебе цемента <…> Чтоб тебя секретарша заразила, а чем, непонятно <…> Желаю, чтобы ты на 100 килограмм поправился, чтоб ты правозащитникам и блогерам нравился <…> Желаю, чтоб ты с балкона бросился, да не разбился, чтобы тебе следователь попался грубый и матерился».
Видится мне в проекте «Вася Обломов» всего одна, зато системная ошибка. Альбом, выдержанный в популярном жанре «жалобы в блоге», вполне повторяет их судьбу в плане общественного резонанса. Жалобы частного характера удостаиваются сочувственной поддержки пары френдов, посты, затрагивающие волнующие многих проблемы или остроумно их описывающие, выходят в Тор 100 и пару дней активно перепечатываются и обсуждаются. А потом забываются. Вот почему весь обломовский протест по сути игрушечный: даже когда он пытается выходить за рамки стеба, он не выходит за рамки сетевого жужжания, в эффективность которого не верит сам жужжащий.
Алексей Мажаев, InterMedia