«Валланцаска — ангелы зла»: проснись и убей ***
Премьера фильма «Валланцаска — ангелы зла» («Vllanzasca — Gli angeli del male», Италия, 2010, режиссер – Микеле Плачидо, в ролях - Ким Росси Стюарт, Филиппо Тими, Мориц Бляйбтрой, Валерия Соларино, Пас Вега, Франческо Шанна, Гаэтано Бруно, Никола Акунцо, Стефано Кьодароли, Лино Гуанчале, Паоло Маццарелли, Джерардо Амато) прошла в кинотеатре «Октябрь» 25 июня в рамках программы «Гала-премьеры» 33 ММКФ.
В 70-е годы прошлого века на живописных улицах Милана развернул свою преступную деятельность гангстер Ренато Валланцаска. Приговоренный впоследствии к четырем пожизненным заключениям, в наши дни он все же изредка выпускается из тюрьмы и по сей день пребывает в благополучии и здравии. Но тогда криминальный мир Милана был полностью под контролем обаятельного бандита, впервые вступившего на путь разбоя, будучи еще ребенком.
Десятый фильм режиссера Микеле Плачидо описывает тридцать лет жизни банды Валланцаски (в его роли - нереальный красавец Ким Росси Стюарт), и это стремительное яростное ретро предназначается прежде всего тем, кто не равнодушен к гангстерскому кино и итальянским фильмам о мафии, наводнившим отечественный кинопрокат в советские времена. Но если в большинстве случаев кинематографического осуждения мафиозных структур – к примеру, у режиссера Дамиано Дамиани, в героях не было ни капли романтизма, в случае с Валланцаской дела обстояли несколько иначе. В народе гангстер прослыл как «Красивый Рене» и его слова: «Кто-то родился художником, а я родился бандитом» привлекали к нему сотни сочувствующих. Неслучайно в самый разгар криминала, царящего в Милане в те годы, на экраны выходит картина режиссера Марио Бьянки «Банда Валланцаски» (1977), где заглавный персонаж представлен настоящим героем. И тысячи писем от женщин, приходящие в тюрьму к «Красивому Рене» и по сей день, лишнее подтверждение тому, что простое общество любит сочувствовать изгоям и бандитам.
Микеле Плачидо счастливо избегает такой прямолинейности. В его версии все не столь однозначно, хотя и держится во многом на полутонах. На фестивале в Венеции, например, ему были предъявлены претензии в смаковании насилия и явной влюбленности в своего героя. Но если и есть в этих претензиях толика истины, то только в одном – режиссер явно делает явный акцент на бунтарском характере Валланцаски, предпочитающего свой кодекс чести любым законам – и личным, и государственным. Но стилистически и идеологически фильм стоит ближе не к «Крестному отцу», «Лицу со шрамом» и прочим образцам американского гангстерского кино, а к фильму Карло Лизани «Проснись и убей» (1966) с Джаном Марией Волонте, лишний раз подтверждая то, что национальные особенности итальянского кинематографа не до конца утеряны и еще способны дать фору любой современности.
Анастасия Белокурова, InterMedia