«Мишень»: буду вечно молодым ****
Премьера фильма «Мишень» (Россия, 2011, режиссер – Александр Зельдович, в ролях – Максим Суханов, Джастин Уодделл, Данила Козловский, Даниэла Стоянович, Виталий Кищенко, Нина Лощинина, Антон Хабаров) состоялась 26 июня в кинотеатре «Октябрь» в рамках 33-го Московского международного кинофестиваля.
Россия, 2020 год. Страна процветает, большая часть населения знает китайский язык, по трассе Париж-Гуанчжоу туда-сюда снуют огромные фуры, а элита, к которой принадлежат герои фильма, употребляет исключительно здоровую пищу и перемещается по застроенной до неузнаваемости и завешанной рекламными плакатами (с переводом на китайский язык) Москве на концепт-карах Peugeot.
На первый взгляд, у них все хорошо, вот только точит героев – от министра недр и ресурсов (Максим Суханов) до звезды-телеведущего (Данила Козловский) и офицера «мобильной таможни» (Виталий Кищенко) – старое, как мир, желание: остановить свое собственное старение. Они узнают, что где-то на Алтае существует полунаучный объект Мишень, аккумулирующий некую энергию из космоса и замораживающий процесс старения. Однако привычная жизнь героев после их возвращения c Алтая необратимо меняется.
«Мишень» - уже второй за последние два месяца фильм, посвященный поискам вечной молодости. Как и последняя часть «Пиратов Карибского моря», он задает неудобный вопрос: а в самом ли деле так нужна эта вечная молодость человеку? Кроме того, «Мишень» - своеобразный парафраз толстовской «Анны Карениной» (предыдущий фильм Зельдовича - «Москва» - отсылал к чеховским «Трем сестрам»).
Прежде всего, «Мишень» очень красива и невероятно амбициозна. Она снята с каким-то нездешним качеством (не зря над проектом работали чуть ли не пять лет), выглядит очень дорого, компьютерные спецэффекты не режут глаз, зато часто хочется нажать на паузу и рассмотреть все эти гаджеты и навороты не столь отдаленного будущего в деталях. Легкий акцент главных героинь (британскую актрису Джастин Уодделл и Даниэлу Стоянович из Сербии не стали дублировать) придает картине некую отстраненность и холодность. Впрочем, «Москва» также отличалась ощутимой дистанцией между режиссером и тем, что происходит на экране, так что будем считать это особенностью авторского почерка, так сказать, концептом.
«Мишень» не поняли и не приняли в Берлине, а после показа в Сиднее один критик написал, что фильм – «самонадеянно затянутый, претенциозный, несвязный и бессмысленный», его философские рассуждения о природе добра и зла, смертности и счастья представляют «неразрешимую головоломку». Многих смутили и чрезмерные эротические сцены и жестокость (но это же Сорокин - чему тут удивляться?). Фильм «поднимает слишком много вопросов, на которые не дает ответа».
С последним замечанием, пожалуй, можно согласиться. Вторым после вечной молодости вопросом, которым задается автор, является этическая проблема: у министра недр имеются очки, надев которые, можно определить процент добра и зла в человеке и даже в неживой материи – министр постоянно смотрит сквозь эти очки на своих сотрудников, свою благоверную и на самого себя в зеркале. Эта благодатная тема, к сожалению, не получает должного развития.
Сложно сказать, какая судьба ожидает «Мишень» - этот интеллектуальный, можно сказать, артхаусный блокбастер - в прокате. С одной стороны, поклонники Сорокина и те, кому пришлась по духу «Москва», ждут «Мишень» уже чуть ли не год, жадно вычитывая новости о ее фестивальной судьбе. С другой - картина перенасыщена образами и смысловыми пластами, для разгадки и раскопки которых требуется не один просмотр, но тут потенциально благодарного зрителя может отпугнуть хронометраж – 158 минут.
Денис Шлянцев, InterMedia