Сборник «Союз-48» **
«Союз». Релиз диска состоялся в июне.
В информации о выпуске нового «союзовского» сборника меня больше всего заинтересовал факт запуска приложения «Союз. Дебют». «Давно пора, - подумал я с оптимизмом, довольно удивительным для человека, 15 лет пишущего о российской поп-музыке. – Сколько можно слушать одних и тех же? А тут, может, что-то новенькое и интересное выпустят – не всё же о них из хипстерских блогов узнавать». Когда «Союз-48» привезли на рецензию, я удивился, что «Дебют» выпущен не отдельно, а вложен в качестве бонус-диска в основное издание. Тут бы насторожиться, заподозрить неладное – однако теплая погода вкупе с поздними июньскими закатами настроили рецензента на исключительно благодушный лад…
Но вначале поговорим о 48-м выпуске «Союза». Его никак нельзя назвать выставкой достижений российской эстрады, чем могли похвастаться некоторые предыдущие компиляции. Суперхита, по которым можно судить о поп-музыкальном годе, здесь, если по гамбургскому счету, всего два – «Прованс» Елки и «Чумачечая весна» «Потапа и Насти». Из тех песен, что на слуху, в сборник вошли «Отпусти» Юлии Савичевой и Джигана и «Эта песня для тебя» группы «Марсель». Несколько старых вещей почему-то реанимированы, подрихтованы и выпущены на новом сборнике: это «Облако волос» (из репертуара еще Жени Белоусова, теперь в исполнении Алсу), несчастная «Лена Смирнова» Паши Евлахова-«Чехова» (прикольная песня, но сколько ж ее можно) и… «Позвони мне, позвони» (некто DJ Карась оставил от гениального первоисточника только заглавный рефрен). «Фабриканты» продемонстрировали, что уже выросли и осваивают технические термины: песня Вики Дайнеко называется «Сотри его из memory», а «Корней» - «Это не спам». Чужеродными в хорошем смысле выглядят на сборнике «Жди меня» Валерии (певица кажется на общем фоне слишком взрослой и профессиональной) и «Йога и алкоголь» «Ундервуда» (все-таки Ткаченко-Кучеренко здесь не в своей тусовке). Из всего репертуара Валентина Стрыкало выбрана чуть ли не самая несмешная песня «Кайен», а в «Побудь со мной» Валерия Меладзе явственно слышатся нотки из «Балета» Игоря Николаева – все-таки композиторам не стоит так близко дружить друг с другом. Про остальных и сказать особо нечего – это либо стандартно-скучные Зары-Согдианы и, увы, Шуфутинский, либо неизвестные имена вроде «Венеры» и «Валенсии», которым по идее место на «Дебюте».
Вот мы и добрались до вожделенного «Дебюта». Однако с первых же песен сборника «надежд российской поп-музыки» стало ясно, почему его не выпустили отдельным релизом. Показалось даже, что его и в «Союз-48» не стоило вкладывать. А впрочем, стоило – но только для тех любопытствующих, которым страшно интересно вспомнить, что представлял собой отечественный поп-рынок году этак в 1989-м. Вы хотите знать, какие песни звучали на привокзальных площадях на излете перестройки? Участники сборника «Дебют» постарались дать ответ на этот вопрос. Почему-то представленные тут новые имена своей главной творческой задачей видят создание музыки похуже, чем у Ромы Жукова и группы «Маленький принц». Банальнейшие ходы из попсы голимой, штампы из кабацких песен, жуткая вторичность материала – среди общей беспросветности миленькой смотрится только группа Stokes. И есть также оригинальный трек «Сезон дождей», вдохновленный ранним «Мегаполисом»: все бы ничего, если бы исполнитель не назвал себя Новым Романтиком. Это не только жанр, но и имя. Но тогда почему никто из соседей по сборнику не именуется Бездарным Попсовиком или Убогим Плагиатором?
Алексей Мажаев, InterMedia