«Открытка»: жди меня, и я вернусь ****

Пресс-показ фильма «Открытка» («Ichimai no hagaki», Япония, 2011, режиссер - Канэто Синдо, в ролях - Рэн Осуги, Эцуси Тоекава, Акира Эмото, Синобу Отакэ, Наомаса Мусака) прошел в кинотеатре «Художественный»  29 июня в рамках Основного конкурса 33-го ММКФ.

Лето 1944 года. Призывники ВМФ тянут жребий. Девяносто человек отправятся на Филиппины, по дороге будут торпедированы американскими подводными лодками и погибнут. Десять остальных - чью судьбу решил жребий - будут посланы переделать театр Такарадзуки в военную базу и останутся живы. Добродушному весельчаку Садзуо Морикава не повезло, он оказывается в числе обреченных на смерть. Накануне отплытия он получает открытку от своей жены Томоко. Написать любимой в ответ что-то личное не позволяет цензура. Предчувствуя скорую гибель, Садзуо просит своего друга Кейту, если тот останется жив, отвезти открытку жене и передать ей слова любви. Открытка доберется до Томоко только спустя пять лет. И перевернет ее жизнь с ног на голову.

Фильмы делятся на разные категории. Часть из них  - «об ужасах войны», и «Открытка» один из них. Антимилитаристкая тема – учитывая, что войну мы не увидим на экране только секунду – пронизывает фильм и не явно, но значимо становится его лейтмотивом. И даже вечная во все времена встреча мужчины и женщины оказывается подвластна прошлому, которое унесла война. И тот странный, подчас непонятный человеку европейской культуры микс романтики и абсурда, драмы и комедии, свойственный традиционному японскому кино, здесь также заключен в тревожный ритм барабанов, отдающих почетную дань смерти невинных.

Фильм обозначает еще одну тему, куда более связанную с современностью, чем это может показаться на первый взгляд. В отличие от китайцев, индийцев или пакистанцев, чья миграция «в белый мир» к нашему времени достигла колоссальных масштабов, японцы предпочитают жить на своих островах. «Открытка» иллюстрирует эту мотивацию в иронично-аграрном ключе: на месте пепелища должна расти пшеница, тогда японский крестьянин восторжествует, останется дома, а по заграницам будут ездить те, у кого нет такой вековой привязанности к земле.

В апреле этого года классику японского кино Канэто Синдо исполнилось 99 лет – дата, совершенно немыслимая для снимающего режиссера. «Открытка» - по словам мэтра, его заключительный аккорд – рассказывает историю, которая имеет непосредственное отношение к биографии самого Синдо.

Единственного режиссера в мире, трижды завоевывавшего главный приз ММКФ – за «Голый остров» (1961), «Сегодня жить, умереть завтра» (1971) и «Жажду жизни» (1999) – в этом году вряд ли оставят без приза. Пусть не главного, но за режиссуру дадут наверняка, поскольку ни один фильм конкурсной программы не сравнится с «Открыткой» в красоте кадра, продуманности мизансцен и лаконичной выразительности прочих режиссерских приемов. То, что фильм рассчитан исключительно на любителей японских мелодрам, с их медленным течением ритма, не лишает его ни величия, ни зрелищной значимости. «Открытка», которую из уважения к режиссеру в своем кругу легко можно называть «Япония 99», - в любом случае, кино той эпохи, от которой сейчас осталась только золотая пыль. Но и она явно заслуживает большего, чем любой приз провинциального кинофестиваля.

Анастасия Белокурова, InterMedia 

Последние новости