«Бобер»: в мире животного ***
Премьера фильма «Бобер» («The Beaver», США, 2011, режиссер - Джоди Фостер, в ролях - Мел Гибсон, Джоди Фостер, Антон Ельчин, Дженнифер Лоренс, Райли Томас Стюарт, Мишель Анг, Крис Арнольд, Закари Бут, Пол Ходж, Черри Джонс) прошла в кинотеатре «Октябрь» 30 июня в рамках программы «Гала-премьеры» 33-го ММКФ.
Директор фабрики игрушек Уолтер Блэк (Мел Гибсон) терпит крах – как на работе, так и в семейной жизни. Жена Мередит (Джоди Фостер) поглощена работой, младший сын никак не может наладить общение со сверстниками, а старший попросту ненавидит отца и в глаза называет его придурком. Депрессия захватывает Уолтера все больше и больше. Ни врачи-психиатры, ни алкоголь не могут помочь в этом затянувшемся кризисе среднего возраста. Но однажды Уолтер находит на помойке наручную меховую игрушку-Бобра. После пьяной ночи и неудачного самоубийства Бобер внезапно заговорит голосом Уолтера, и герой поведает сам себе, как нужно жить дальше. С этого момента Уолтер не расстанется с «разумной» зверушкой, станет постоянно носить ее на руке, вернет себе любовь жены и потерянный бизнес, а после и вовсе станет звездой телеэфиров и журнальных полос. Но постепенно влияние Бобра превратится в невыносимую зависимость, и Уолтеру срочно потребуется новая психотерапия, постепенно переходящая в членовредительство.
История с «Бобром» - режиссерским дебютом Джоди Фостер - в реальности оказалась не менее грустной, чем и сам фильм. Бюджет проекта составил 20 миллионов долларов (явно большая их часть пошла на гонорар Мелу Гибсону), но в США картина сокрушительно провалилась, собрав какие-то несчастные 963 тысячи долларов. Не последнюю роль в этом сыграл и недавний скандал с Мелом Гибсоном. Видимо, смотреть на то, как ярый антисемит проектирует свои психологические трудности на игрушку-Бобра, добропорядочные американцы посчитали неполиткорректным.
Но не в этом дело. Если отбросить внешние проблемы, невозможно не заметить проблемы внутренние. Первая половина фильма просто великолепна. Гибсон и Бобер сливаются в одно существо, олицетворяя собой бунт против всего устройства современного общества – его фобий, социальных реакций и консервативных устоев. Тот самый случай, когда комедия и драма идут рука об руку, не скатываясь в банальности и заштампованные истины. Зритель прекрасно понимает, что герой окончательно слетел с катушек, и речь уже не идет об обычной депрессии, тут требуется реальная помощь специалиста. Но безумие, которое переживает Уолтер, родом из тех высших сфер, куда редко забирается рядовой обыватель. И оно по-своему прекрасно. Когда же происходит кульминационный момент «убийства» бедного животного, начинается стандартный набор удручающих нелепостей - некий ухудшенный вариант интонаций «Красоты по-американски» с какими-то странными с точки логики выводами. Возможно, для кого-то и покажется оригинальным сообщить всему миру, что в словах «все будет хорошо» далеко не всегда содержится правда, но для умницы Джоди Фостер подобное высказывание всерьез кажется глупой шуткой. И игрушечный Бобер, и сам фильм заслуживают более вменяемого финала – безумного, разрушительного, выходящего за грань. Но только не серого, обезличенного, растительного существования, превращающего отличную идею в еще один мертворожденный способ обретения себя.
Анастасия Белокурова, InterMedia