«Ариэтти из страны лилипутов»: подпольные жители ****
Премьера семейного анимационного фильма «Ариэтти из страны лилипутов» («Kari-gurashi no Arietti», Япония, 2010, режиссер - Хиромаса Йонебаяси, сценарий - Хаяо Миядзаки и Кейко Нива, продюсер - Хаяо Миядзаки) прошла в кинотеатре «Октябрь» 2 июля в рамках программы «Гала-премьеры» 33-го ММКФ.
Двенадцатилетний мальчик Шо приезжает к бабушке в деревню набраться сил перед сложной операцией на сердце. В первый же день он замечает, что местный кот пытается поймать в кустах какое-то странное существо. Раздвинув ветви, Шо успевает заметить девочку-подростка размером с мышь, которая мгновенно скрывается с глаз. Наверное, показалось, думает Шо, но вскоре, проснувшись ночью, вновь видит перед собой необычного человечка. Возможно, ему опять что-то почудилось спросонья, но вскоре под полом мальчик находит крохотное жилище маленьких людей. Это семья из трех человек, и они знают, что если их обнаружат люди, надо искать себе другой дом. Пока девочка Ариэтти с отцом собираются в дальний путь, деревенская экономка ухитряется схватить маму и запереть ее в стеклянной банке. Заимев вещественное доказательство существования лилипутов, экономка вызывает фирму по борьбе с грызунами «Последний писк». Ариэтти решает, что единственная возможность спасти маму – обратиться за помощью к Шо.
Интерес к работам анимационной студии «Джибли», знаменитой великими фильмами Хаяо Миядзаки, всегда высок. Вот и на этот раз первый, полуторатысячный зал «Октября», был почти полон. Сценарий к фильму писал сам Миядзаки, он же выступил продюсером, а вот режиссуру на этот раз доверили дебютанту Хиромасе Йонебаяси – молодому аниматору, участвовавшему в работе над такими знаменитыми лентами, как «Принцесса Мононоке» и «Унесенные призраками». Основой для сценария послужил роман английской детской писательницы прошлого века Мэри Нортон «Добывайки» («The Borrowers») – так называют себя сами лилипуты, которым приходится отправляться в сложные и полные опасностей путешествия по жилищам людей в поисках еды и полезных предметов. Кстати, интересно было бы познакомить Миядзаки с повестью Антония Погорельского «Черная курица, или Подземные жители», написанной в 1829 году – там также идет речь о маленьком народе, живущем втайне от людских глаз. В своем сценарии про Ариэтти Хаяо переносит действие из Англии 50-х в префектуру Конагей, где находится студия «Джибли». Визуально решение фильма напоминает такую знаковую работу самого Хаяо, как «Мой сосед Тоторо», чей заглавный герой стал символом студии, а персонаж Котобус – одним из самых известных аниме-существ. Вспоминается также «Возвращение кота» Мориты Хироюки – первый фильм «Джибли», поставленный не Миядзаки или его учителем Такахата. В отличие от большинства фильмов студии «Джибли», действие «Ариэтти из страны лилипутов» разворачивается в реальном мире, здесь нет ни мистики, ни фантастической техники, ни магии – единственным сказочным элементом являются сами лилипуты. В ленте нет также типичного для Миядзаки нарастания напряжения – в целом понятно, что все кончится хорошо, хотя финал открытый и явно не похож на стандартные хэппи-энды. Красивая, добрая, остроумная и немного грустная сказка о вымирании расы, взрослении и одиночестве, которую с удовольствием можно смотреть всей семьей.
Борис Гришин, InterMedia