«Волны»: долгая память ***

Пресс-показ драмы «Волны» («Las Olas», Испания, 2011, режиссер - Альберто Мораис, в ролях - Карлос Альварес-Новоа, Лайа Маруль, Армандо Агирре, Марте Вильяронга) прошел в кинотеатре «Художественный» 27 июня в рамках 33-го ММКФ.

Фильм-победитель основного конкурса Московского кинофестиваля собрал редкий букет призов - «Золотой Георгий» за лучший фильм, приз «Серебряный Георгий» за лучшее исполнение мужской роли Карлосу Альваресу-Новоа и приз ФИПРЕССИ. Вместе с тем, «Волны» - один из наименее заметных фильмов конкурсной программы, вызвавший практически полное единодушное отсутствие какого-либо интереса со стороны как публики, так и журналистов – ни одной рецензии, ни одного отзыва, ни одного упоминания за исключением самого факта получения призов.

Картина рассказывает об одиноком пожилом вдовце, жителе Мадрида Мигеле (Карлос Альварес-Новоа) – он ходит по своей квартире, что-то достает из шкафов, сидит, смотрит, молчит, опять молчит и смотрит, разглядывает какие-то старые фотографии. Наконец старик садится за руль старого автомобиля и отправляется в небольшое путешествие – во французский приграничный городок Аржелес-сюр-Мер, а лента превращается из арт-хаусного квартирника в лаконичное и минималистичное роуд-муви. По дороге Мигель вспоминает события шестидесятилетней давности, когда он, молодой беженец из охваченной гражданской войной Испании, оказался узником французского концлагеря.

Надо сказать, что для жителя Европы 30-40-х годов прошлого века этот персонаж отделался довольно-таки легко, но, в конце-концов, не каждому дано быть героем, у всех своя судьба и своя боль, которую зрителю придется разделить с Мигелем, отправляясь в плавание по волнам его памяти.

Итак, перед нами очередной фестивальный евростандарт, бессмысленный и беспощадный. Скупой, пресный, никакой – мало действия, мало диалогов. Да, авторы, безусловно, демонстрируют крепкую профессиональную хватку, но если только этим и ценны такие картины, для них надо какие-то специальные фестивали устраивать, вроде соревнований по автомобильной диагностике – есть и такие, для специалистов. Искусство кино все же не сводится к игре в кадры как в шахматы, хорошо бы, чтобы фильм был еще и увлекательным, вызывал эмоциональный отклик. Если люди, которые награждают подобные фильмы, знают о них что-то такое, что недоступно простым смертным, то где их живая реакция, рецензии, споры? Нет, тишина. Призы вручены, все пожали плечами и забыли о старом Мигеле, как будто и не было ничего.

Борис Гришин, InterMedia

Последние новости