«Месть: История любви»: очищение насилием ***
Показ фильма «Месть: История любви» («Fuk sau che chi sei», Гонконг, 2011, режиссер - Вон Чин По, в ролях - Джуно Мак, Сола Аои, Сиу-ху Чин, Тони Хо, Тони Лю) прошел в кинотеатре «Октябрь» 30 июня в рамках основного конкурса 33-го ММКФ.
Получивший «Серебряного Георгия» за режиссуру, дебютный полнометражный фильм гонконгского режиссера Во Чин По весьма показателен в контексте заявленных Кириллом Разлоговым накануне фестиваля крайностей. Несправедливость того, что Канэто Синдо с призом за режиссуру прокатили, с лихвой окупается решением жюри наградить яростную и чувственную картину другого азиатского режиссера. Забавно, что столь почетной наградой отмечен фильм, где женщинам на последних сроках беременности вспарывают животы, а убийства мужчин совершаются столь изощренными способами, коих до этого восточный экстремальный кинематограф просто не знал.
Сюжетные коллизии отнюдь не новы. Бедный молодой китаец встретил психически неполноценную девушку. Между ними случилось большое светлое чувство. Но плохие полицейские изнасиловали девушку и отправили ее в психушку, а парню впаяли срок по ложному обвинению. Через полгода парень вышел и начал мстить обидчикам. И зашел в этом деле очень далеко.
Сценарий к фильму написал юный миллионер и скандальный певец Джуно Мак. Он же отлично исполнил и главную роль. Известный своими эксцентричными выходками, в данном случае он продемонстрировал желание развиваться в другую сторону – показать простого человека, доведенного до отчаяния и способного творить зверства похлеще любого маньяка из корейских триллеров.
Настаивая на том, что перед нами история любви, а не хроники насилия, Джуно Мак и Во Чин По все-таки движутся в сторону азиатского экстрима вроде показанной на ММКФ в программе ленты «Дикие ночи» и опять же корейской «Осатаневшей» режиссера Чан Чхоль Со. А отнюдь не лирической пасторали в духе последнего Джонни То. Одна только сцена, когда герой Мака заливает в рот своему врагу бензин, стреляет в него, и злосчастный полицейский взрывается изнутри и начинает исторгать из себя горящую кровь, даст фору любому фильму подобного рода, цель и средства которого - шокировать зрителя. Недаром во время пресс-показа часть публики в спешке покинула зал – нервишки под конец фестиваля у некоторых уже были на пределе.
Разделились и мнения жюри российских кинокритиков. Только один голос – человека, который ленту не видел и поэтому воздержался, - поначалу не дал «Мести» стать лучшим фильмом, по мнению отечественных журналистов. Мини-скандал завершился тем, что приз получил очередной европейский фильм про холокост, а не жестокий эпос о страданиях молодой китайской парочки. Позже справедливость была восстановлена, и награду разделили обе картины. Но сам факт того, что фильм взбудоражил, встряхнул, возмутил общественность и при этом еще не остался без «Георгия», не может не радовать – чудеса случаются и на ММКФ. В последний раз подобный случай произошел в 2003 году, когда кореец Чан Чжун Хван уехал домой с подобным призом за еще более яркую, хотя и по своему не менее патологическую ленту «Спасти зеленую планету».
Анастасия Белокурова, InterMedia