Светлана Разина – «Кто она?» **
«Квадро-диск». Релиз диска состоялся в мае.
Довольно забавно все-таки складывается история группы «Мираж»: подставные солистки, закадровые голоса, скандалы с дележом творческого наследия… Показалось, что всё в прошлом, когда под маркой «Мираж» вдруг объединились две «настоящие» вокалистки, спевшие те самые два знаменитых альбома, и автор всей музыки. Остальные «Миражи» потеряли легитимность даже в глазах непритязательной публики, для которых две кассеты конца 80-х до сих пор кажутся эталоном поп-музыки (хотя выступления с чужим материалом прекратили не все «Миражи»). Но, видимо, карма у группы такая: шерочка с машерочкой, Маргарита Суханкина и Наталья Гулькина довольно быстро рассорились, и Гулькина из состава опять ушла. История пошла на спираль, когда продюсер и композитор Андрей Литягин нашел ей замену в лице… Светланы Разиной, одной из тех, кто успел поработать лицом «Миража» 20 лет назад. Если так пойдет дальше, в группе можно заново ожидать Татьяну Овсиенко, а там и Катю Болдышеву: ну и что, что она поет в конкурирующей и вроде как запрещенной судом группе; с Гулькиной вон тоже спорили, чуть до уголовщины не доходило, а потом позвали в «золотой состав». Самое смешное, а может, и трагичное заключается в том, что репертуар «Миража» за четверть века поменялся минимально. Музыка нас связала, понимаешь, по самое не хочу…
У Светланы Разиной после ухода из «Миража» была своя группа «Фея» и переменные успехи. Песни она стала писать сама, однако печать литягинского метода сильно легла и на ее композиторскую манеру. Альбом «Кто она?» записывался, когда о возвращении в «Мираж» речь еще не заходила – однако сюда вошла и кавер-версия на «Где я?», и другие формально новые произведения, упорно отсылающие все к тем же двум альбомам. Справедливости ради надо отметить, что Светлана пытается как-то разнообразить свое творчество – записывается в рок-аранжировке, поет по-испански, пытается интонировать иначе, чем в «Мираже», - однако влияние «советского синти-попа» оказывается всепобеждающим. В результате довольно сложно определить подходящего слушателя для этого диска. «Экспериментальные» песни вряд ли заинтересуют кого-то за пределами круга поклонников «классического» «Миража». Ну а о песнях а-ля «Мираж» те же поклонники наверняка скажут, что при всей подражательности до настоящих хитов они не дотягивают, к тому же что-то иронии в текстах многовато. Обилие акустической гитары в замедленной версии «Где я» тоже вряд ли вызовет их одобрение. Сдается также, что сам оперативный релиз этого диска стал возможен благодаря возвращению Разиной в «Мираж» - иначе выпуск пластинки подзабытой артистки мог бы затянуться.
Поскольку мы не считаем литягинские песни эталоном поп-музыки, интереснее было рассмотреть как раз-таки максимально непохожие на «Мираж» произведения. Песни «Музыка-танцы» и «Белый герой» записаны совместно с некой группой «Статус»; для треков «в стиле рок» Светлана сочинила более жесткие слова, непривычно звучащие в ее исполнении. Однако в целом эти экзерсисы напоминают то хард-роковые опыты Ларисы Долиной, то альтернативные усилия Татьяны Булановой, то вообще Органическую Леди. Испаноязычные «Esta Noche» и «Maestra» звучат более современно и благородно – возможно, в силу традиционно уважительного отношения к испанской эстраде, которая всегда выглядит в России слегка экзотической, потребляется в малых дозах и не успевает надоесть. Правда, артиста, с которым Светлана Разина записала эти треки, зовут несколько подозрительно – Хулио Фернандес. Это всё равно, что в партнеры по англоязычному проекту взять какого-нибудь Джона Смита.
Алексей Мажаев, InterMedia