Павел Кашин – «Новая коллекция. Лучшие песни, части I и II» ****
«Монолит». Релиз дисков состоялся в мае.
Во первом абзаце этого текста надобно предаться ритуальному возмущению на тему того, где составители сборника нашли у Павла Кашина 44 (сорок четыре!) лучших песни на 156 (сто пятьдесят шесть!) минут звучания. Ведь общеизвестно, что плодовитый автор и исполнитель записал десятки более-менее одинаковых альбомов, песенное наполнение которых отличалось друг от друга минимально. Попадались и хиты, особенно на раннем этапе творчества: «Город», «Подсолнух». Были мощные песни и попозже, если им удавалось хоть чем-то выбиться из общего прозрачно-романтического ряда либо по каким-то причинам удостоиться хорошей ротационной поддержки. Но не 44 же, согласитесь, и даже не 20.
Ну вот, для виду поругались, а теперь по существу. Не буду говорить о какой-то уникальности артиста Кашина, хотя на отечественной сцене аналогов ему лично я не вижу. Творческий метод Павла отточен до филигранности, предлагаемая им смесь философских образов, красивых мелодий и хрупкого вокала давно нашла своего слушателя, который, с готовностью погружаясь в предлагаемое музыкантом настроение, не всегда даже замечал внезапных текстовых резкостей, порой доходящих до цинизма. При всей кажущейся одинаковости его альбомы серьезно различаются по успеху у аудитории, притом это, кажется, тот редкий случай, когда восприятие зависит не столько от качества музыки, сколько от настроения поклонников. Один диск Кашина может казаться гениальным, следующий – если не провальным, то проходным, хотя отличий между ними не настолько много. Тем не менее один альбом резонирует с чаяниями слушателями, другой – совершенно нет. Черт его знает, от чего это зависит – может, от количества любви, вложенной в создание треков? С двойным диском «лучших песен» по идее могло произойти то же самое – не факт, что он «пошел бы» даже в самой благодарной аудитории; обязательно нашлось бы много ворчунов, которые охотно воспроизвели бы первый абзац данной рецензии. И тем не менее «Новая коллекция» «пошла» - и срезонировала правильно.
Самое глупое, что можно сделать с этими пластинками – начать отделять хиты от не-хитов и недо-хитов. А самое умное – довериться созданному песнями настроению, оно правильное. Представленная здесь музыка Павла Кашина – это своего рода «продвинутый лаунж», позитивные, даже когда они источают светлую грусть, звуки. Вехи творчества изучать по этой компиляции странно, но когда плывешь по ее прозрачным волнам, часто попадаются маячки-шедевры – те самые песни, с которыми Кашин наверняка войдет в историю. На первом диске это «Город», «Гномики», «Подсолнух», вальс «Вы искали меня», «Вера, Надежда, Любовь», «Чудесная страна» с чудесной акустической гитарой, «До свиданья, время». Хорошее не конфликтует здесь с лучшим, а поддерживает, плавно перетекает из одного в другое. В любых сборниках хитов слушатели, как правило, находят песни, их раздражающие. В кашинском двойном бесте о 44 песнях чуть карябают уши только треки, где Павел зачем-то пытается орать и меняет благородную тревожность на откровенную истерику (например, «Няня» и «Над осеннею Москвой»). На втором диске просто хорошие песни продолжают чередоваться с лучшими – «Московской одиссеей», «Пламенным посланником», «Коричневым конвертом», «Положи на сердце руки…», «Глазами Будды», «Josephine», - складываясь в удивительный сборник красивой успокоительной музыки. Впрочем, пока неизвестно, работает ли это средство в московских пробках. Проверю – расскажу.
Алексей Мажаев, InterMedia