Денис Мацуев: «Хорошего в стране тоже достаточно, но этого не показывают на ТВ»

(О ПИАНИСТАХ)

«Что касается нашего цеха, пианистов, то у нас ситуация самая… не то что радостная, но не тревожная. Потому что великие исполнительские традиции пока сохраняются, каждый год появляются, как я их называю, искорки - слова «звезда», «вундеркинд» категорически не люблю. На конкурсе Чайковского в этом году были представлены замечательные пианисты - хорошо обученные, музыкальные. Другое дело, что открытий, потрясений, какими в прошлые десятилетия были Ван Клиберн, Михаил Плетнёв, не случилось. Молодые таланты - они сегодня такие… негранёные. Так что о пианистах я меньше всего беспокоюсь. Со скрипачами ситуация похуже. А самая беда среди духовиков - их практически не осталось. Но если мы примем закон об образовании, как это пытались сделать нынешней весной, по которому мальчики и девочки будут начинать заниматься балетом в 15-16 лет, то тогда через несколько лет у нас не будет ни балета, ни пианистов, ни скрипачей, ни оперных певцов. А если ещё примут закон, разрешающий забирать музыкантов и балетных танцовщиков в армию, то мы в принципе лишимся серьёзного искусства.

Чтобы исправить ситуацию, необходимо начать обмениваться разными школами преподавания. Мы привыкли думать, что мы самые лучшие и нам никто не нужен. Да, школа наша великая. Раньше была самая великая, сейчас стала одной из великих. Приведу в пример Китай. Там вообще не было традиций в классической музыке, и вдруг одна за другой начали появляться яркие искорки. Откуда? Они начали появляться в том числе и потому, что многие наши педагоги там работают - им платят в 10 раз больше, чем здесь. В Китае развитие культуры возведено в ранг национальной политики. Практически каждый ребёнок ходит в музыкальную школу. У них сегодня под 100 миллионов пианистов! Цифра эта, с одной стороны, пугает, а с другой - заставляет задуматься. Ведь наши-то музыкальные школы в регионах рассыпаются от бедности и ветхости».

(ЧТО БЫЛО БЫ, ЕСЛИ БЫ ЕГО НАЗНАЧИЛИ МИНИСТРОМ КУЛЬТУРЫ)

«Не дай бог! (Машет руками.) Я хочу еще на рояле поиграть! Вот когда у меня перестанет получаться гамма ля мажор… Вообще сочувствую нынешнему министру культуры Александру Авдееву, который попал в эту мясорубку - когда культура финансируется по остаточному принципу. Мыслей-то у меня много, но разложить их по пунктам… Тяжело! Больше всего меня тревожит то, с чего мы начали разговор, - попытка перестроить систему образования и призыв в армию. И конечно, надо срочно что-то делать с телевидением. Да, есть канал «Культура», но он ловится не везде. А все эти бесконечные сериалы, ток-шоу, криминальные новости - везде. Это совершенно не означает, что в 21.00 по всем каналам должен звучать Первый концерт Чайковского. Просто у людей должен быть выбор – смотреть ли им очередных «Ментов» или что-то серьезное. Хорошего в стране тоже достаточно. Но этого не показывают на ТВ, потому что считается, что позитивные новости не соберут рейтинга. У нас ведь и инженеров молодых достаточно, и учёных, и скульпторов. Но о них никто не знает. Зато про бандитов, преступников, насильников каналы рассказывают круглые сутки. Я хочу вдолбить в головы людям, принимающим решения, что искусство наше, культура наравне с нашими недрами - это единственное, что у нас осталось на экспорт. Ведь ещё академик Лихачёв говорил, что культурой должно быть пропитано всё общество - от бомжа до президента. Наши музыканты, певцы постоянно побеждают на международных конкурсах. Об этом нужно говорить! Валерий Гергиев, взявшись в этом году за конкурс Чайковского, сделал почти невозможное: он добился того, чтобы о конкурсе снова заговорили в мире».

(О КОНКУРСЕ ИМ. ЧАЙКОВСКОГО)

«Знаете, я, будучи в этом году членом жюри, наблюдал за участниками и пришел к печальному выводу: у нынешнего поколения исполнителей потеряно мужское начало. Женщины играют мощнее мужиков. А мужчины… Играют очень тонко, но… Хилые они какие-то все стали! Ориентацию-то свою сохранили, но постепенно перестают быть мужчинами в душе. И это обидно. Ведь за свое место на сцене, за интерес и любовь зрителя надо биться. Мне кажется, попади они в мою ситуацию, когда в 1998 г. я стал лауреатом конкурса им. Чайковского, они бы точно сломались. Мне тогда никто никаких концертов не предложил. За то, что эти ребята сейчас имеют сразу, я землю грыз, своим трудом и потом эту дорогу прокладывал. Конечно же, очень помогли родители, наш семейный настрой: всё будет хорошо. В Москву из Иркутска я приехал в 1991 г. - тогда почти всё мое поколение уехало за границу, а я решил продолжать учиться здесь. Сосед наш был алкоголиком. Я играл его любимую мелодию из фильма «На семи ветрах», он выпивал, засыпал, а я занимался дальше. Меня эти трудности закалили. А молодые ребята выдержат всё, что им предстоит пройти? Победа, лауреатство - это здорово, но сейчас начинается самое главное. Безумная жизнь: до 100 концертов в год на всех континентах (мой ритм - 165 концертов - редко кто выдерживает), надо подготовить разнообразнейшую программу, настроить себя и морально, и технически. Ты должен доказать, что твоя победа неслучайна. Я ведь до сих пор это доказываю на каждом своем концерте».

(«Аргументы и факты», 13.07.11)

Последние новости