«Наше вкусное кино с Андреем Макаревичем» ****
«КоЛибри». Книга вышла в свет в мае.
Книжку доставили в редакцию в мое отсутствие; когда я наконец доехал, из издания торчало несколько десятков закладок – девушки уже изучили «Вкусное кино» и отметили понравившиеся и интересные рецепты. «Нет, я сначала почитаю и отрецензирую, а уж потом вы будете готовить», - решительно заявил я, по-мужлански вытащил все закладки и приступил к чтению.
Книга структурирована так: на каждый из 49 советских (и российских) фильмов отводится по два разворота. На первом – информация о картине и кадр из нее; на втором – один-два рецепта блюд, которые готовили, ели (или могли готовить и есть) герои фильма, и комментарии Андрея Макаревича. Рецепты подобрали Мария Брауде и Ольга Гаврилова. Это был, возможно, первый случай, когда я прочитал большинство из них, хотя кулинарные книги, признаться, не вхожи в круг моего чтения. Хотя «Наше вкусное кино» - не вполне кулинарная книга, да и соль здесь, конечно, не в рецептах, а в том, что по их поводу думает лидер «Машины времени».
Макаревич не ограничен форматами: в своих репликах он то описывает свои впечатления от фильма, то пускается в исторические экскурсы по поводу кухни показанных в ленте времен, то подмечает киноляпы, то вспоминает истории из детства-юности. Рецептам, представленным на соседних страницах, тоже достается от бывшего шеф-повара «Смака»: Андрей Вадимович или предлагает свои дополнения, или дает собственные альтернативные алгоритмы, или вообще раскритиковывает предложенное. В этой «дискуссии» чувствуется живой нерв: рецепты не подстраиваются под Макаревича, а местами бросают ему вызов, заставляя Андрея трижды оставлять без комментариев разную выпечку («не пекари мы») или кипятиться по поводу использования майонеза. При этом рок-мэтр, несмотря на весь свой гурманский опыт, признается, что до сих пор любит некоторые общепитовские блюда из советской юности (например, сосиски с горошком).
В книге есть то, за что принято ценить прозу Андрея Макаревича: компетентность, ирония и неравнодушие. Поп-звезда, «экспертно» высказывающаяся в ток-шоу по любому поводу, – это не про лидера «МВ». Он действительно прекрасно разбирается в кулинарии и сохраняет пытливость и любопытство к этому предмету. Писатель Макаревич умеет выбрать точную интонацию в общении с читателем – то фамильярную, то немного свысока, то как с другом, то как с дитем неразумным: читатель против этого не возражает, а значит, все нормально. Вот Андрей добродушно иронизирует над животноводами: «Я, конечно, понимаю, что у нашей и американской свинки было совершенно разное детство, отношения в семье, ежедневный стол и вообще общий эмоциональный фон, и все-таки разница меня потрясла». А вот он уже азартно («Непростительное дилетантство!») критикует Гошу, подробно готовящего шашлык в фильме «Москва слезам не верит». Подробно, но, по мнению неравнодушного Макаревича, совершенно неправильно. Упоминает автор и родителей: отца – по традиции очень уважительно, а маму – как человека, считавшего, что от мороженого бывает ангина.
Дочитав книгу, я неожиданно обнаружил, что фильмы в ней расположены по алфавиту – хотя «Наше вкусное кино» воспринимается вполне гладким повествованием, ничуть не напоминающим справочник. Книга, повторюсь, не кулинарная, но возбуждающая аппетит и тягу к креативным экспериментам на кухне; честно говоря, мне тоже захотелось сделать несколько закладок. Напоследок позволю себе процитировать рецепт любимого блюда Камиля Ларина из фильма «О чем говорят мужчины»: «Дефлопе. Рецепт неизвестен. Но именно за это мы и ценим дефлопе». Что ж, у Макаревича на этот раз были достойные соавторы.
Алексей Мажаев, InterMedia