Леонид Барац: «О чем еще разговаривать мужчине, когда ему вот-вот стукнет 40?»
(НЕ НАДОЕЛИ ЛИ ВОПРОСЫ ПРО КРИЗИС СРЕДНЕГО ВОЗРАСТА)
«Ничего, спрашивайте, я привык. О чем еще разговаривать мужчине, когда ему вот-вот стукнет 40? (смеется.) Это же нормальная реакция организма на старение. Тут понимаете какое дело: этот кризис возникает исключительно из-за осознания того, что твой пик пройден. Ты вроде бы так же, как 20 лет назад, готов совершать подвиги, но себя не обманешь. В глубине души понимаешь: все, главное в жизни ты совершил. Вот Слава Хаит (коллега Бараца по «Квартету И». – прим. ред.) говорит, что его кризис среднего возраста практически не затронул, потому что он человек неженатый. Но здесь дело вовсе не в штампе в паспорте. Штамп ведь на образ мыслей никак не влияет, и почти всех мужчин под 40 тянет на глупые безрассудства».
(ТЯНЕТ ЛИ ЕГО САМОГО НА ГЛУПЫЕ БЕЗРАССУДСТВА)
«Конечно. Другое дело, что у всех разная громкость стоп-сигнала и интенсивность мелькания запрещающей красной лампочки в голове».
(ВЫСТУПАЕТ ЛИ ЖЕНА В РОЛИ СТОП-СИГНАЛА)
«Да. Но тут надо пояснить: не сама по себе жена, разумеется, а размышления об ответственности. Опыт - замечательная штука, только он позволяет избежать ошибок. Если у тебя долгое время есть семья, то происходит такое накопление ответственности за близких тебе людей».
(ЯВЛЯЕТСЯ ЛИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ УСПЕХ ФОРМУЛОЙ СЧАСТЬЯ)
«Если бы все было так просто, формула счастья была бы уже давно изобретена и вовсю использовалась. Но мне кажется, что все мы устроены так, что кризис - это наше нормальное состояние. Это необязательно связано с возрастом, кстати. Просто нашей нервной системе иногда необходимо пережить стресс, чтобы потом на время начать функционировать в нормальном режиме. Или нам только кажется про нормальный режим, а на самом деле мы просто привыкаем? Не знаю».
(ОБ ИДЕЕ ФИЛЬМА «О ЧЕМ ГОВОРЯТ МУЖЧИНЫ»)
«Идея этого фильма вообще пришла к нам спонтанно. Во время чемпионата Европы по футболу в 2008 году мы с коллегами из «Квартета И» и нашим другом Максимом Виторганом колесили на машине по Австрии. И все это время без устали трепались - о женщинах, их шмотках, нашем поведении в быту, о современном искусстве, в конце концов. На исходе двух недель кто-то сказал: «Жаль, что мы не включали диктофон, неплохая пьеса могла бы выйти». И уже после возвращения в Москву мы поняли, что и впрямь надо использовать материал. Так появился спектакль «Разговоры мужчин среднего возраста о женщинах, кино и алюминиевых вилках», который затем превратился в кино. Сейчас начали снимать продолжение. Вы же не думаете, что мы за две недели путешествия по Австрии наговорили на один фильм?».
(ПОЧЕМУ НЕ ОТВЕТИЛ ГРИШКОВЦУ, ПРОШЕДШЕМУСЯ ПО ТВОРЧЕСТВУ «КВАРТЕТА И»)
«Да и сейчас желания нет отвечать, пусть зритель сам делает выводы. Так случилось, что у нас с Гришковцом в какой-то момент была одна и та же публика, даже записи наших спектаклей продавались на одном диске со спектаклями Евгения. Однако я не могу сказать, что мы когда-либо вдохновлялись его творчеством».
(ЧАСТО ЛИ ЕГО ПРИНИМАЛИ ЗА ГЕЯ ПОСЛЕ «ДНЯ РАДИО» И «ДНЯ ВЫБОРОВ»)
«При личном знакомстве быстро убеждались, что я убежденный гетеросексуал... (смеется.) Нет, на самом деле никакой проблемы в том, чтобы сыграть гея, у меня не было. Это же забавная маска, во многом пародийная. И не могу припомнить случаев, когда мне это мешало. Мужчины не ждали меня после спектаклей у черного входа с букетом цветов, не делали мне непристойных предложений. Эх, жизнь, можно сказать, прошла зря. (смеется.)».
(«Комсомольская правда», 18.07.11)