Игорь Золотовицкий: «Кино не делает актера, а использует»
(ОБ ОЩУЩЕНИЯХ ОТ ЮБИЛЕЯ)
«Ощущения двоякие. Если я хоть на секунду задумаюсь о том, что мне пятьдесят, я тут же сойду с ума. Скажет кто-нибудь «пятьдесят», а то и того хуже – «полвека»… Есть опасность начать относиться к себе слишком серьезно – как же, полвека! Поэтому я отношусь к юбилею просто как к еще одному поводу услышать о себе много приятного. Спасибо за поздравления, но прошу считать, что мне тридцать. И всем, кстати, советую выбрать этот же модус. Потому что возраст ни на что не влияет. То есть влияет только на внешние обстоятельства – повышение, увольнение в запас, выход на пенсию… Если же его проецировать на внутреннее состояние, то это конец».
(КАК УДАЕТСЯ СОВМЕЩАТЬ ТЕАТР И КИНО)
«Когда ты без малого тридцать лет работаешь в этом театре… Ну, словом, я понимаю, что у меня несколько больше привилегий, чем у новичков. Но и это не дает мне права расслабляться и наглеть. Я на полгода даю подробное расписание, когда и где буду занят, и дальше все это уже обсуждается».
(О СХОДСТВЕ СЫГРАННЫХ ГЕРОЕВ С НИМ)
«Нет, ну должны быть совпадения, конечно. Но… Как Станиславский говорил: «Надо идти от себя…» – это первая часть цитаты, которую все обычно вспоминают. А там еще было продолжение:
«… и как можно дальше!» Но все-таки должно быть что-то близко. Вот сейчас сделали премьеру – «Дом» по Гришковцу, и там, как мне кажется, я довольно точно понял роль, я знаю, как играть, о чем. И самому Гришковцу спектакль понравился, хотя обычно ему редко нравится то, что ставит не он сам и где он сам не занят. А «Дом» ставил Сергей Пускепалис. Но хорошо, что Женя остался доволен. Я не знаю, как там этот спектакль дальше пойдет, как публика его примет. Пока было два показа, для своих в основном, и своим, как правило, нравится. Хотя вот сегодня подходил ко мне один знакомый молодой режиссер и высказывался очень критично. Может, просто не на тот возраст рассчитано? Хотя нет, молодежь с курса моего смотрела, и всем было всё понятно…»
(ЧТО НЕ ХВАТАЕТ ЛЮДЯМ)
«Быть внимательнее, слушать… Даже не слушать, а слышать друг друга. У нас же вся жизнь запротоколирована, надо бы участия побольше. А то сейчас сама знаешь, как… «Что случилось с подлодкой «Курск»?» – «Она утонула». Вот и весь ответ. И это не потому, что человек такой, это время диктует».
(ИЗМЕНИЛАСЬ ЛИ МОЛОДЕЖЬ ЗА 20 ЛЕТ ЕГО ПРЕПОДАВАНИЯ)
«Не-а. Вообще не изменилась. Да, они дети другого времени, в них больше свободы, они не знали таких запретов, как мы, для них весь мир открыт, интернет, гаджеты, читай, что хочешь, слушай, что хочешь… Обилие информации, не всегда нужной и полезной, что греха таить… Но по сути они такие же… классные! Полны энтузиазма. Я очень люблю с ними работать. Хотя недавно отчислил с курса пять человек, то есть общим собранием так решили, что им не нужно этим заниматься. Но это не значит, что они не могут попробовать себя в других местах. Было же очень много таких случаев, когда кого-то отчисляли, и эти ребята все равно потом заканчивали курсы у других педагогов, и многие состоялись как актеры. Кстати, из этих пяти четверо уже учатся в других институтах».
(РАЗРЕШАЕТ ЛИ СТУДЕНТАМ СНИМАТЬСЯ В СЕРИАЛАХ)
«На первом и втором курсах категорически запрещаю. Не только потому, что на это тратится время. Но и потому, что это губительно. Выхолащивает это страшно. Я знал талантливых ребят, которые пошли в сериалы, и ничего от них не осталось. В сериалах может сниматься артист с подготовленной психикой, которого это не подорвет, не ограничит, не нивелирует профессию. Ничего постыдного в этом не вижу. Профессия есть профессия, она для того, чтобы зарабатывать. И когда ты получишь диплом, где написано «актер», иди и снимайся, где хочешь. Но сначала – учиться. Кстати, это не только к сериалам относится. Вот хотя бы история с Васей Степановым, актером, который сыграл главную роль в «Обитаемом острове» у Бондарчука. Этот мальчик ко мне собирался поступать, и я сразу был против того, чтобы он снимался. И я Феде говорил: не надо снимать его, найдите другого актера! Он талантливый парень, но кино его выжмет, если вы будете его снимать, я его просто не приму на курс. Но Бондарчук с Каплевичем закричали: нет, ты не понимаешь, мы из него сделаем звезду, его все будут знать, это же кино, а не театр ваш какой-то там! В общем, я не стал его брать, он тогда поступил в Щукинское. Снялся все-таки в «Обитаемом острове». И что же? Его действительно выжало. Сейчас не знаю даже, чем он занимается. Он уже не учится, насколько мне известно, не знаю только, закончил он институт или ушел. Кино не делает актера, а использует, надо это понимать».
(ПОЧЕМУ СЕЙЧАС РЕДКО ПОЯВЛЯЕТСЯ В КИНО)
«С кино вообще сложнее, там и деньги другие, и соответственно масштабы воровства… Да дело не только в этом, просто не складывалось как-то, но, надеюсь, еще сложится. А были хорошие роли, но, к сожалению, не слишком заметили их. Вот, например, был в начале девяностых фильм Александра Зельдовича «Закат» по мотивам Бабеля. Виктор Гвоздицкий играл там Беню Крика, а я его брата Левку. На мой взгляд, очень удачный был фильм, и почему он прошел незамеченным – кто знает? Фильм прекрасный, потом, там и состав какой – оператором был сам Александр Княжинский, знаменитейший, «Сталкера» переснимавший… Но время такое было, в чем еще одна явная трудность профессии. Ты можешь лучшую свою вещь сыграть или поставить – а попадет она в прокатную яму или не срезонирует со временем, и помнить будут любую чушь, а шедевр канет. Сколько раз так было, а привыкнуть невозможно. Так и с «Закатом». Рад, что хоть кто-то помнит. А из сравнительно недавнего – очень хороший был цикл «Севастопольские рассказы», об истории города. Вот это интересно было. А кто видел? Единицы. Ну и на том спасибо».
(ОБ УСПЕХАХ СЫНА)
«Ой, я вообще-то стараюсь следить за тем, что он делает, издалека, через кого-то. А сам смотреть боюсь. Потому что… Ну, как сказать… Что, если мне не понравится? Как я ему это скажу? А если буду только хвалить, не будет ли казаться, что я предвзято отношусь к нему?»
(ПОЧЕМУ НЕ РАБОТАЕТ ВМЕСТЕ С ЖЕНОЙ ВЕРОЙ ХАРЫБИНОЙ)
«Не то чтобы мы специально избегали, но я бы действительно не хотел. Все-таки личное и профессиональное смешивать ни к чему».
(ПОЧЕМУ СЫН НЕ ПОШЕЛ УЧИТЬСЯ У НЕГО В ШКОЛЕ-СТУДИИ МХАТ)
«О, он ни в какую не хотел туда, где я преподаю. Вероятно, боялся, что к нему отношение будет, как к блатному, к сыну преподавателя. Причем как в плохом смысле, так и в хорошем, как в коллективе, так и среди учителей. Не хотел, чтобы его вытягивали, потому что он сын, может, боялся, что я буду за него как-то где-то с кем-то говорить… Он хочет, чтобы его достижения принадлежали только ему, и я его понимаю. Хотя мне, наверное, и было бы спокойнее, если бы он у нас учился. А так страшновато. И за младшего тоже (он, кажется, нацелился на актерскую профессию)».
(О ТАЛАНТЕ И ВЕЗЕНИИ)
«Таланта, конечно, никто не отменял, но ведь в этой профессии многое зависит от везения. Под везением я что подразумеваю – очень многое должно совпасть… Чтобы нашлись твои роли, твой режиссер… Чтобы оказались вокруг друзья, правильные люди, с которыми можно все обсуждать».
(«Собеседник», 19.07.11)