«Двойник дьявола»: багдадский брат ***
Пресс-показ фильма «Двойник дьявола» («The Devil’s Double», Бельгия, 2011, режиссер - Ли Тамахори, в ролях – Доминик Купер, Людивин Санье, Раад Рави, Мем Ферда, Дар Салим, Халид Лэйт) состоялся 8 августа в кинотеатре «Октябрь».
Ирак. Канун войны с Кувейтом. Реальная история простого солдата Латифа, который вынужден стать двойником сына Саддама Хусейна, Удэя, не столько из соображений личной безопасности, сколько потому, что избалованному барчуку захотелось новую «игрушку».
Солдат, в общем-то, не так прост: с Удэем он учился в одной школе, но жизнь, как говорят, их сильно раскидала. Удэй и Латиф – антиподы, несмотря на внешнюю схожесть (неудивительно, ведь их обоих играет загримированный под араба Доминик Купер): первый ведет сибаритствующий образ жизни, благо папа позволяет, патриот Латиф же серьезен и набожен, впрочем, европейского зрителя решили лишний раз не травмировать намазом. Зато багдадских ночных клубов, наркотиков, пыток и не всегда приглядной обнаженки в фильме предостаточно. Но Удэй – не просто капризный ребенок и кутила, он – ярко выраженный садист и педофил, слава о его разнузданных кутежах гремит по всему Ираку, жители страны начинают ненавидеть сына диктатора и устраивать на него покушения.
Фильм снят по мемуарам самого Латифа, который, как гласит финальный титр, живет в Ирландии с женой и двумя детьми, но найти его невозможно. Трактовка известных событий также вызывает уйму вопросов, но в принципе это не так уж важно – придраться есть к чему. Доминик Купер отчаянно переигрывает, изображая истеричного Удэя, и чрезмерно флегматичен в образе Латифа – найти бы ему золотую середину, да сценарий не позволяет. А загримированная и заматеревшая до неузнаваемости Людивин Санье в роли Сарраб, элитной проститутки с характером, куда более порочно выглядела у Франсуа Озона.
Ли Тамахори, начинавший у себя в Новой Зеландии драмой про аборигенов «Когда-то мы были воинами», в начале века дослужился до съемок одной серии «бондианы» («Умри, но не сейчас»), после чего стал изредка выдавать необязательные боевички вроде «Пророка» или «Трех иксов-2».
«Двойника дьявола» вряд ли можно назвать режиссерской удачей Тамахори. Эта очередная вариация на тему «Принца и нищего» утомляет довольно быстро, и режиссер мог бы спасти положение, добавив экшна, но Тамахори предпочитает давить на зрителя психологизмом, выводя на первый план «дьявола» - сына Хусейна - и оставляя за кадром строгого, но справедливого отца Саддама.
С одним не поспоришь: «Двойник дьявола» - триумф мультикультурализма и глобализации. Это когда выходец из Новой Зеландии снимает на бельгийские деньги остросюжетную и актуальную (?) картину про арабов с англичанином и француженкой в главных ролях.
Денис Шлянцев, InterMedia