Оксана Фандера: «Для меня питательной средой является любовь»
(О РАБОТЕ В ФИЛЬМЕ «ОГНИ ПРИТОНА»)
«Гарри Борисович Гордон дал почитать эту историю Александру Гарриевичу. Александр Гарриевич дал почитать мне. Я предложила почитать ее Елене Борисовне Яцуре. Она поначалу засомневалась, потому что очень тепло ко мне относится, и пыталась убедить меня не сниматься в этой роли. А потом еще раз доказала, что очень тепло ко мне относится, потому что согласилась продюсировать этот фильм из-за меня».
(О РАБОТЕ С АЛЕКСАНДРОМ ГОРДОНОМ)
«Фильмы, которые он обсуждает, не его. А актеры — его. Они его дети. Он очень тепло к нам относился. Местами даже слишком тепло. Хотя у него к каждому актеру свой подход. Но вообще с ним крайне комфортно».
(ОБ ОДЕССКОМ ГОВОРЕ)
«Я приехала в Одессу на неделю раньше основной группы, чтобы напитаться ее атмосферой, акцентом. Неделю ходила и слушала. Есть масса нюансов в акценте. И одесситы очень остро их чувствуют. Интеллигентная женщина из Одессы говорит твердое «г» и «позвонИшь», но при этом в ее речи сохраняется нежнейшая мелодика. Это обязательное условие, чтобы тебя в этом городе приняли за свою».
(ИЗМЕНИЛАСЬ ЛИ ОДЕССА ЗА ТЕ ГОДЫ, ЧТО ОНА ТАМ НЕ ЖИВЕТ)
«Не знаю, все должно меняться. Но это по-прежнему город фантастической красоты, архитектуры модерн и барокко. Жаль только, фасады ветшают в некоторых местах. В моем районе, а я жила рядом с Приморским бульваром, они выглядят грустно. Дом Гоголя, рядом с которым была моя школа, сейчас убитый совершенно. Это безумной красоты здание, окна первого этажа которого просто забиты досками. Выглядит жутко.
Хотя я знаю случаи, когда люди, которые из Одессы уехали работать за границу, возвращаются и за свои деньги занимаются реконструкцией целого квартала. Люди, которые чувствуют город так же, как и я. Это как любимое животное, которое приболело. Если бы у меня была возможность что-то сделать для этого города — что-то глобальное, — я бы, не раздумывая, это сделала».
(ЧТО ДАЛА ЕЙ ЖИЗНЬ В ОДЕССЕ)
«Свободу, ироничность и абсолютную невозможность относиться ко всему, что происходит со мной и моей семьей, серьезно. Ну просто невозможно. Если кто-то рядом со мной начинает нервничать, я стараюсь найти такие слова, чтобы, с одной стороны, он не решил, что я издеваюсь, с другой — чтобы немного угомонил серьезность происходящего.
Одесса — это ощущение, что все принадлежит тебе. У тебя нет границ: от арки до подъезда. В детстве меня с утра выпускали из дома на улицу, и я могла гулять где угодно. Только ближе к обеду кричали на весь двор: «Котлеты готовы!» Если я была не в своем дворе, мне по цепочке передавали, что бабушка кричит и надо быстро бежать домой... Я до сих пор не могу назвать ничего, что бы было для меня нельзя. Для меня все можно. Такое внутреннее ощущение».
(О ЛЮБВИ К АРТИСТАМ И МОРЯКАМ В ОДЕССЕ)
«Артистов везде любят. В этом смысле артистом быть приятно. Моряки... Все окружение моей мамы, те, кто был не замужем, хотели моряка. И конечно, капитана. Это статус и деньги, и вообще очень удобно: полгода — в море, полгода — дома. Такой безостановочный романтик».
(ОБ АКТЕРСКОЙ РАБОТЕ)
«Актер — это не такая профессия, когда ты тридцать лет сидишь на печи, а потом приходишь на площадку и гениально играешь. Он старается — просто так получается. Актеры как кислород и углекислый газ. Они вдыхают какие-то предложения, выдыхают углекислый газ. У каждого свой углекислый газ. И возможно, вам не нравится актер, но, если он есть, если вы его знаете, значит, есть люди, которые его любят».
(О РЕЖИССЕРАХ)
«Дело не в ответственности. Просто если режиссер пользуется вами как неким материалом, то он должен делать это правильно. Брать только то из вас, что ему нужно. Есть еще так называемые актерские режиссеры, которые умеют видеть известных актеров в ином качестве. Это редкие режиссеры, и хорошо, что они есть.
Режиссура, кино — это тонкий момент. Ругать просто. Допустим, вам не нравится еда, вы говорите: «Это ерунда». А если чуть-чуть добавить желания и попробовать оправдать то, что вы едите? Не будете нервничать, а даже пошлете какую-то любовь повару несчастному, который пересолил или что-то еще сделал не так. Это свойство мое. Так кайфово жить. Это очень затратная история — думать, что все вокруг тебе что-то должны».
(БЫВАЮТ ЛИ У НЕЕ АКТЕРСКИЕ ИСТЕРИКИ)
«Зачем? Для меня питательной средой является любовь. Я встречала актеров, которым необходимо все время находиться на взводе. Они провоцируют людей, чтобы постоянно что-то происходило на площадке. Я не могу с таким человеком работать: у меня болит голова, мне очень плохо. Мне нужно, чтобы все вокруг друг друга любили. В этом есть минус, потому что людям совсем необязательно друг друга любить, но мне это важно».
(ОБ АКТЕРСКИХ СТРАХАХ)
«Если вы чего-то боитесь, вы получите то, чего боитесь. Если боитесь, что вас не будут снимать, вас не будут снимать. Если забудете об этом и начнете получать удовольствие от того, что вы делаете, мир подстроится под вас. Не знаю, я просто не была никогда в голове человека, который, закончив один проект, находится в треморе, что у него на столе не лежит сценарий следующего. Мне сложно понять, почему он нервничает. Что это — желание славы? Но ведь если тебя любят, то и будут продолжать любить. Это похоже на шведский стол, когда ты стараешься набрать за раз побольше еды, боясь, что не попадешь на ужин. У меня нет осуждений для таких людей. Я, правда, не понимаю, откуда такая жадность. Потому что пожилые актеры, с которыми я общалась — потрясающие, удивительные, гениальные, — у них у всех в определенном возрасте я замечала улыбку при слове о работе. Потому это все ерунда. Не ерунда — свежесть ваших реакций и эмоций, которая должна оставаться даже тогда, когда вы уже не молоды, потому что это дает тебе чувство, что ты живой. Никакая работа, даже самое лучшее предложение не способно вас оживить, если вы угасаете внутри, перестаете удивляться».
(КАК ПРИШЛА В АКТЕРСКУЮ ПРОФЕССИЮ)
«Она просто упала мне под ноги и сказала: «Видишь, я здесь, попробуй меня». Я много говорила об этом. Вы можете сами потом посмотреть в интернете. Не хочется пересекаться с этим бесчисленным количеством интервью, где я не вру. (Смеется.) У меня в жизни все немножко наоборот. Я не задаю много вопросов, я не анализирую. Я говорю: «Даешь? Давай». Все».
(ТЯЖЕЛЕЕ ЛИ СНИМАТЬСЯ У МУЖА, ЧЕМ У ДРУГИХ РЕЖИССЕРОВ)
«Тяжелее. У него повышенное требование ко мне. У меня повышенное требование к себе. Есть какая-то необходимость удивить. Он же знает меня лучше, чем другие. В чем-то мне не так комфортно. Ты всегда стоишь в очереди за похвалой последней. И конечно, иногда хочется почувствовать себя такой же желанной, как у режиссера, который тебя хотел, пригласил, утвердил...»
(«Московский комсомолец», 09.08.11)