Олег Чилап – «Камень в ботинке» ***
«Союз мьюзик». Релиз диска состоялся в июне.
Это второй сольный альбом лидера группы «Оптимальный вариант» Олега Чилапа, предпочитающего называть себя «О! Чилап». Постороннему сложно сказать, чем сольник отличается от номерных пластинок коллектива – ведь и там, и там на первом плане «акустический рок» г-на Чилапа, поэта, музыканта, литератора, радиоведущего. В его песнях, пронизанных хипповским благодушием, традиционно слышно каждое слово (а также массу всяких дудочек, флейточек, перкашечек…), и сольный диск может послужить слушателю для кратковременного возвращения в 80-е – без посещения ретро-фестивалей и поисков старых альбомов «Аквариума». Олег великолепно передает наивную атмосферу «бардовского рока», не заморачиваясь какими-то там поисками нового звука. То есть, даже если таковой поиск присутствует, публика «Камня в ботинке» оставляет за собой право его не замечать, а слушать нечто привычное, хотя и с новыми текстами. На расширение аудитории ни Олег Чилап, ни «Оптимальный вариант» в силу вышеизложенных причин рассчитывать не могут. Впрочем, аудитория эта никогда и не была особенно многочисленной: круг поклонников «ОВ» напоминает бардовский – народу не много, зато каждый помнит любую из 250 песен, написанную, если верить Википедии, Олегом Чилапом.
«Камень в ботинке» порадует «своих» новыми умными текстами, несколькими приятными, хотя и не очень яркими, мелодиями, хорошей дикцией, привычной атмосферой. «Посторонняя» публика, возможно, тоже оценит незлобивость подачи и отыщет в песнях некоторые приветы более удачливым в коммерческом отношении коллегам. Так, «Кудесник божественных звуков» изрядно напоминает гребенщиковского «Начальника фарфоровой башни», только без абстрактного философствования. Есть условные блюзы, есть мелодии, похожи на творчество Юрия Наумова. Песен, способных стать для Чилапа новой визитной карточкой, пожалуй, нет, да он в них и не нуждается. Милая «Малаховка» могла бы стать неформальным гимном этого подмосковного поселка – но в итоге опять-таки останется достоянием «своих», ибо малаховская молодежь предпочитает кардинально иные музыкальные жанры, а у Олега описание этого местечка вышло чересчур элегическим. Из творческих удач сольника нужно отметить «Перепелочку» (ловкий микс бард-рока с фолк-роком), «Лето в наших краях» (архетипическая хипповская баллада) и «Место и время встречи» (архетипический хипповский блюз на псевдоамериканском материале). Вообще диск стартует со скрипом, но затем набирает хорошую скорость – лучшие мелодии сгруппированы во второй части (сторона В, как старомодно указано на обложке компакт-диска), и к финалу позитивное настроение гарантированно овладеет любым слушателем.
Алексей Мажаев, InterMedia