Бари Алибасов: «Можно объявить сольник Джона Леннона, и плевать, что такого артиста не существует»

(О ВСТРЕЧЕ С МИНИСТРОМ КУЛЬТУРЫ АЛЕКСАНДРОМ АВДЕЕВЫМ)

«Она, конечно, планировалась заранее. Министр сам предложил мне встретиться. Речь о плачевной ситуации в нашей музыкально-концертной сфере. Взгляни на московские афиши — на 70% там имена иностранных гастролеров. Главная задача — создание законодательной базы для развития российской музыкальной и концертной индустрии. Сейчас такой отрасли даже нет в ОКВЭДе (Общероссийский классификатор видов экономической деятельности). Можно ли представить себе подобное в Америке или Европе? Мало кто понимает, как массовая музыка влияет на политику, она способна даже сменить власть в стране. Например, сегодняшние волнения в Европе — тоже следствие объединения молодежи вокруг музыки. Сначала они объединяются на этой платформе, а потом в их сообществе разрастаются различные идеи — от антиглобалистских до националистических и фашистских».

(НУЖНО ЛИ КВОТИРОВАТЬ ГОДОВОЙ ОБЪЕМ ГАСТРОЛЕЙ ЗАРУБЕЖНЫХ ИСПОЛНИТЕЛЕЙ В СТРАНЕ)

«Слишком поверхностное суждение. Хотя и это нужно обязательно сделать. Так, как делают американцы. Мы туда не можем приехать выступать без специального разрешения, если речь не о клубном концерте или какой-нибудь закрытой вечеринке. Сколько приходится собирать документов, чтобы доказать Американской ассоциации музыкальных исполнителей, что мы не отнимаем работу у местных музыкантов. А в России сейчас уничтожена вся основа для продвижения национальной массовой музыки и гастрольно-концертной деятельности. Пять лет назад она была развалена. Теперь — уничтожена.

В 1997 году в штате «На-На» было 54 человека, и ездить такой командой на гастроли было рентабельно. А сегодня даже коллектив из 10–15 человек куда-то вывозить убыточно. Иностранных исполнителей тогда здесь почти не было, потому что на российском рынке они нашим конкуренцию проигрывали. И это все исчезло в одночасье. Не только из-за дефолта. Из-за отсутствия правовой базы. 

Сейчас в каждом городе у нас существует от 30 до 40 человек, организующих концерты. Поскольку в ОКВЭДе такая деятельность отсутствует, ею занимается кто угодно. В месяц эти люди афишируют в своем городе по 14 концертов разных артистов. А реально проводятся один-два. Те, что имеют лучшие предварительные продажи билетов. Остальные концерты — до 70% на территории России — сегодня отменяются. По нынешним условиям, организатору не нужно даже иметь договор с артистом. Достаточно договора аренды с площадкой, где будет проходить концерт, даже если эта площадка — туалет Казанского вокзала. Можно объявить там хоть сольник Джона Леннона. И плевать промоутеру, что такого артиста не существует. У него обязательств перед ним нет. И такая хрень происходит по всей стране».

(ДЛЯ ЧЕГО ЕМУ ВСЕ ЭТО НУЖНО)

«Мне нужно, чтобы в стране возродилась полноценная конкуренция. Мы не просим у государства что-то выделить нам из бюджета. Мы говорим — создайте нам нормальные условия, а мы в их рамках сможем конкурировать и саморегулироваться. Образуются профессиональные гильдии, и если потребитель будет недоволен работой или какими-то действиями ее члена, то отвечать за это будет вся гильдия. На таких условиях работает американская ассоциация профессиональных исполнителей. Но это не профсоюз. Это примерно то же, что СРО в строительстве (саморегулируемая организация). Аренда залов, оборудования, телесъемки — все стоит огромных денег, потому что мы, артисты, продюсеры, сегодня разобщены и нас каждого терзают по отдельности».

(КТО ИЗ КОЛЛЕГ ПОДДЕРЖИВАЕТ ЕГО ИНИЦИАТИВЫ)

«Первое совещание в мае прошлого года я организовал у Льва Лещенко. Помимо него и меня там присутствовали Олег Газманов, директор Юрия Антонова Вячеслав Бейлин, Александр Буйнов, по телефону мы связывались с Андреем Макаревичем. Газманова выбрали лидером нашей инициативной группы. После этого прошло штук двенадцать совещаний с артистами, продюсерами, промоутерами, юристами. Последнее состоялось 28 декабря 2010 года у Ольги Джавахадзе (экс-директор Аллы Пугачевой и некоторых других звезд нашей эстрады). На мой взгляд, она сейчас самый профессиональный в юридическом плане человек в российском музыкальном бизнесе. К тому же очень хорошо знает американское законодательство в данной области.

В Америке, к слову, если ты одновременно являешься менеджером и агентом или юристом исполнителя, получишь тюремный срок. Понимаешь, что произойдет в таком случае с нашими так называемыми продюсерами? В трех поколениях сидеть будут. Они же у наших артистов и агенты, и директора, и антрепренеры».

(НУЖЕН ЛИ ЕМУ ЛИЧНО ТАКОЙ ЗАКОН)

«Возможно, я генетический альтруист. Для меня деньги никогда не имели значения. Я смотрю, как живут в Европе, США, Канаде, и хочу жить так же, но в своей стране. Все равно кто-то должен делать какие-то шаги в этом направлении. Мы договорились, что в сентябре начнет работать небольшая комиссия из представителей шоу-бизнеса и Минкульта над проектом закона. А в первой половине следующего года, то есть после грядущих выборов, пройдут первые активные слушания этого проекта в Совете Федерации».

(ЧТО БУДУТ ДЕЛАТЬ УЧАСТНИКИ «НА-НА», КОГДА ИМ ИСПОЛНИТСЯ ПО 50 ЛЕТ)

«То же, что делают до сих пор Литл Ричард и Чак Берри. «На-На» будет выступать. А что артистам делать — менять профессию, что ли?»

(«Известия», 12.08.11)

Последние новости