«Крылья белого медведя» - «Роктрест» **
«Союз мьюзик». Релиз диска состоялся в июне.
Включаем диск. Первая песня подозрительно называется «Фреза». Звучит плотненький хард-рок, неуловимо напоминающий первые альбомы «Арии», затем вступает хриплый, но бодрый вокалист: «Вчера я работал в четвертую смену и спал у станка, хоть убей, и я заработал с учетом налогов четырнадцать ровно рублей. Четыре с полтиной оставил в столовой, пятерку в сервант положил, а на остальные четыре с полтиной цветы своей Зине купил». Блестяще, что и говорить. Этот номер великолепно бы смотрелся в перестроечной программе «Взгляд», обожавшей социальные тексты русского рока. Благодаря передаче широкая телевизионная аудитория смогла увидеть «Аквариум» и «ЧайФ», но хватало и групп-однодневок, которые, воспользовавшись неожиданной конъюнктурой, быстро нарифмовали фельетонов и положили их на модную музыку. Им, впрочем, и эфиры во «Взгляде» не помогли.
Когда подобное слышишь на свежевыпущенном диске в 2011 году, хочется задаться мордюковским вопросом из «Родни»: «И откуда ты такой взялся?» И выяснилось, что группа «Крылья белого медведя» существует с 1989 года. Судя по песне «Фреза», которую музыканты считают главным хитом альбома «Роктрест», в музыкальном отношении с тех пор коллектив с «оригинальным» названием ушел недалеко. Подобной верности выбранному жанру способствовал и длительный творческий отпуск, в который команда уходила в 2000-е. Собравшись пару лет назад, вокалист-гитарист Владимир Ахметьев и барабанщик Сергей Куликов пополнили батальон гитаристом и басистом и вернулись в музыку. Возвращение оказалось столь же негромким, как и существование в ранние годы: во «Взгляд» они не успели, а затем востребованность такого стиля сошла практически на нет. Сейчас деятельность «Крыльев белого медведя» ограничивается редкими концертами по небольшим клубам, и выход пластинки на крупном независимом лейбле можно считать чуть ли не главным достижением за всю 22-летнюю историю группы.
Дальнейшее знакомство с диском показало, что команда социальной тематикой на самом деле не злоупотребляет, но от этого ее творчество не становится ни на йоту менее предсказуемым. Тяжелый быт фрезеровщиков сменяется тяжелыми блюзами на вечные темы для обсуждения за пивом: «Женщина-слон» юмористически сравнивает представительниц слабого пола с представителями мира фауны, «Старый друг» сентиментально, как после пары стаканов, отдает должное мужской дружбе, в «Прадеде» звучат жалобы на нехватку денег, «777» уже одним названием дает понять, что речь идет о портвейновых радостях, «Маринка» повествует о боевой подруге с шинного завода, «Носок» эпически рассказывает о мучительных поисках этого предмета туалета. Голос Ахметьева дает интонационно то Шевчука, то Кутикова – только собственное лицо оказывается не очень различимым. В пресс-релизе компании «Союз мьюзик» стиль «КБМ» именуется «сплавом "тяжелого" "рваного" блюза образца Cream и Jimi Hendrix Experience и "гаражного" саунда а-ля Iggy And The Stooges, Seeds и ранних Kinks». Спорить тут, пожалуй, не о чем, но не удержусь от замечания: когда постаревший Игги Поп делает «как тогда», это вызывает у ностальгирующих меломанов чувства, близкие к оргазмическим; когда то же самое пытаются делать музыканты, взрощенные на советских щах, радоваться этому можно только с очень сильного пьяну.
Алексей Мажаев, InterMedia