«Джейн Эйр»: проверка классикой ***
Пресс-показ драмы «Джейн Эйр» («Jane Eyre», США-Великобритания, 2011, режиссер - Кэри Фукунага, в ролях – Миа Васиковска, Майкл Фассбендер, Джейми Белл, Джуди Денч, Салли Хокинс, Холли Грэйнджер, Амелия Кларксон) состоялся 22 августа в кинотеатре «Октябрь».
Сироту Джейн Эйр (Миа Васиковска) терпеть не может ее тетка (Салли Хокинс). Она считает, что девочка – лгунья с черствым и злым сердцем. Поэтому она отсылает сироту в пансион для бедных девочек, где та проводит восемь полных наказаний и унижений лет. Затем Джейн получает место гувернантки в Торнфилде, которым владеет экстравагантный и резкий в манерах Эдвард Фэйрфакс Рочестер (Майкл Фассбендер). Джейн в отсутствие хозяина поместья воспитывает его дочку Адель, но однажды Рочестер возвращается – и начинается жестокий романс между невинной гувернанткой и пресыщенным, капризным и не то чтобы очень красивым джентльменом с жестокой тайной.
Впервые роман Шарлотты Бронте был экранизирован в 1910 году. С тех пор появилось около 30 киноинтерпретаций этой истории, включая гонконгский, индийский, греческий варианты, а отечественному зрителю центральные телеканалы неоднократно демонстрировали британский телесериал 1983 года. Джейн Эйр играли Шарлотта Генсбур и Джоан Фонтейн, а роль Рочестера доставалась Тимоти Далтону, Орсону Уэллсу и Уильяму Херту. Видимо, эта печальная история не утратила актуальности и сегодня. Кэри Фукунага (автор криминальной драмы «Без имени») собрал в своей версии классического произведения фотогеничные пейзажи, нагнал туману и промозглой сырости в поместье Торнфилд, ну и не забыл о хороших актерах.
В главной роли – Миа Васиковска, «открытая» Тимом Бертоном в «Алисе в Стране чудес». Она без труда изображает наивную, но в то же время принципиальную провинциалку, чистую и трепетную, какой ее, собственно, и видит господин Рочестер – Майкл Фассбендер, один из самых востребованных ныне британских актеров. На роль экономки взята леди Джуди Денч – и это стопроцентное попадание. Джейми Белл играет священника-миссионера Сейнт Джона Риверса, также попавшего под чары Джейн Эйр.
Эта экранизация слегка приправлена модной «мистической» темой: в огромное старинное поместье просто грех не запустить привидений, но, к счастью, режиссер не злоупотребляет явлениями призраков. Зачем-то очень подробно рассказана история детства Джейн в семействе Ридов (с непременными унижениями девочки), затем – мельком, флэшбеками – ее взросление в интернате. Больше всего режиссера интересует любовная линия: Джейн Эйр – мистер Рочестер. Даже история с безумной женой Рочестера (надеемся, что это не спойлер, сериал, кажется, смотрели все) рассказана как-то впроброс. Понятное дело, хронометраж не резиновый, фильм и так идет два часа. Так что всех пуристов, интересующихся побочными сюжетными линиями и ратующих за близость к духу романа, отсылаем к телесериалам - их снято, по меньшей мере, шесть.
«Джейн Эйр» образца 2011 года – качественно сделанная, без намеков на телевизионное «мыло», драма с хорошими актерами и впечатляющими декорациями. Впрочем, те, кто впервые узнает о существовании этого романа из версии Кэри Фукунага, так и не смогут понять, почему он стал культовым, и до сих пор, спустя 164 года после его издания, как магнит, притягивает к себе режиссеров.
Денис Шлянцев, InterMedia