«Пункт назначения-5»: это называется «дергать смерть за усы» **
Фильм ужасов «Пункт назначения-5» («Final Destination 5», США, 2011, режиссер - Стивен Куэйл, в ролях – Николас Д’Агосто, Эмма Белл, Майлз Фишер, Эллен Ро, Арлен Эскаперта, Дэвид Кокнер, Тони Тодд) выходит в российский прокат 25 августа 2011 года.
Сэм Лоутон вместе с друзьями отправляется в путешествие на автобусе, однако подвесной мост, по которому они медленно продвигаются, вдруг начинает очень эффектно разрушаться. Все друзья Сэма, включая его самого – опять же, очень эффектно – гибнут, пытаясь спастись. Тут Сэм просыпается и понимает, что сон, который он только что видел - вещий. Прихватив подружку и нескольких друзей, он в панике бежит с места будущей трагедии. И вовремя: мост тут же начинает разрушаться. Такова завязка пятой части «Пункта назначения» - очередной эксплуатации когда-то свежей темы «смерть нельзя обмануть».
Эта тема выглядела свежей и незаезженной 11 лет назад, когда вышла первая часть франшизы, и даже позволила некоторым восторженным критиками говорить о «новом слове в жанре хоррор». После выхода сиквела (триквела и квадриквела) стало ясно: создатели решили грести деньги, не отходя от кассы и выигрышной схемы.
Схема видна невооруженным глазом: поверхностное знакомство с персонажами; трагическая катастрофа, которая на самом деле происходит во сне; она же – но на самом деле; персонажи, избежавшие смерти, начинают погибать друг за другом; до кого-то вдруг (между второй и третьей смертями) доходит, что все это «не просто так», а в порядке живой очереди; поиск способов обмануть «старуху с косой»; фальшивый хэппи-энд; мораль «смерть нельзя перехитрить». Интересно, что мораль в каждом фильме озвучивает какой-нибудь совершенно левый герой, причем примерно на 20-й минуте (в нашем случае – Тони Тодд, ветеран хорроров).
Сюжет прозрачен, схема ясна, зрители прекрасно знают – чуть ли не дословно – что произнесут герои, и, тем не менее, валом валят на очередную серию «Пункта назначения». В чем феномен? Опять же – проще пареной репы. Зрелищность и изобретательность предопределенных смертей – настоящее раздолье для сценаристов и создателей эффектов, которые не просто переносят на экран уже существующие фобии, но и порою (смерть в солярии или в тренажерном зале) довольно остроумно их обыгрывают. Опять же формат 3D и экран IMAX в этом случае незаменимые помощники.
В пятой части, по мнению режиссера ленты, произошел «прорыв»: он поставил героев перед моральным выбором – убить или быть убитым. Неслучайно выбравшие первый вариант погибают чуть более ужасной смертью – такова мораль пятой части. Впрочем, погибают все, кто находился в молескине Смерти, и это не спойлер, и не новость.
Другое дело – как? Тут сценаристы проявляют умеренную изобретательность (могло быть и позрелищнее, к тому же авиакатастрофы уже не пугают даже законченных аэрофобов) и зачем-то отыгрываются на эрудиции зрителей. Большинство фамилий героев заимствованы у режиссеров и актеров фильмов ужасов, например, персонаж Оливии Кастл отсылает к актеру Нику Кастлу (маньяк из первого, классического «Хэллоуина»), персонаж Кэндис Хупер намекает на родственные связи с режиссером Тоубом Хупером («Техасская резня бензопилой»), а персонаж Питера Фридкина – на режиссера «Изгоняющего дьявола» Уильяма Фридкина.
Зачем и кому нужны эти постмодерн-подмигивания, когда даже главное в фильме – массовые смерти – сделано на «троечку»?!
Денис Шлянцев, InterMedia