Владимир Шахрин: «Мы без музыки не могли, а молодежь может»
(О ДИСЦИПЛИНЕ В ГРУППЕ «ЧАЙФ»)
«У нас чрезвычайно дисциплинированный коллектив. Организаторы концертов даже говорят, что второго такого, наверное, нет. Если мы говорим, что в 5:15 выезжаем в аэропорт - то в 5:15 все уже будут сидеть в автобусе. В тех редких случаях, когда кто-то все-таки опаздывает на пару минут, его традиционно встречают аплодисментами - и ему становится стыдно.
Я думаю, что дело не в армейской дисциплине. Я думаю, что и армия, и жизнь научили нас быть ответственными за то, чем мы занимаемся. И этого ощущения ответственности, как мне кажется, не хватает современным мужчинам. Многие называют это инфантильностью, а я считаю, что это неспособность принять решение и ответить за него. Многие мамочки делают все за своих сыновей - и мужики с детства не умеют принимать решения».
(О СТЕРЕОТИПАХ)
«Начну издалека. Первый состав группы "ЧайФ" - это вообще было что-то странное. Я тогда играл на ленинградской двенадцатиструнке. Бегунов играл на полуакустической электрогитаре, действительно найденной на помойке, марки "Колобок" - такая на ней была наклейка с велосипеда. Олег Решетников играл на перкуссии - бонгах, ксилофоне и иногда брал один рабочий барабан. Получалось более чем странное звучание, но наглости нам хватало. Нам и в голову не приходило, что так нельзя, что у барабанов должна быть бочка, что должен быть соло-гитарист. Главное, что играем, что нам нравится. Какие там правила!
Подтверждение этому я получил в 97-м, когда мы в Лондоне попали в студию на Эбби-роуд. Мы принялись расспрашивать дяденьку - матерого звукорежиссера, который писал всех от "Пинк Флойд" до Бритни Спирс, - как правильно записать барабаны или гитары, сколько поставить микрофонов... А он на все вопросы отвечал: никаких правил нет, все это ерунда, как вам надо - так и пишите».
(ФОТОГРАФИРОВАЛИСЬ ЛИ НА «БИТЛОВСКОМ» ПЕРЕХОДЕ НА ЭББИ-РОУД)
«Естественно. Но не с первого раза: только выстроимся - машины идут, мы убегаем. Так и бегали, пока нам не сказали: чего вы убегаете, они же должны остановиться, потому что это - пе-ре-ход. На Эбби-роуд я впервые понял, что чувствуют паломники в святых местах. Вот по этой лестнице битлы спускались, на этом рояле брался последний аккорд "Сержанта Пеппера", а здесь в углу ночевал Клэптон... Да пусть простят меня люди верующие, но посещение Иерусалимского Храма произвело на меня меньшее впечатление».
(ПОЧЕМУ РОК-Н-РОЛЛ СТАЛ ДЛЯ НИХ РЕЛИГИЕЙ)
«Я анализировал, почему это в нас так глубоко засело. Думаю, очень мало было информации, и вдруг это пустое пространство заполнилось рок-музыкой. И мы ей питались! Мы ее ели на завтрак, обед и ужин, а иногда еще и ночью перекусывали. Как в деревне, бывает, вырастают на сливочном масле или на картошке и сале - вот так и мы выросли на этой духовной пище. А сейчас для людей это просто музыка, некая часть культурного наследия человечества. Мы без нее не могли, а они могут. Я так отношусь к классической музыке - спокойно могу не ходить в филармонию».
(СЛУШАЕТ ЛИ ТОЛЬКО ВИНИЛ)
«Я не до такой степени убитый. Я очень не люблю себя обманывать, и когда мне говорят, что на этом бетонном постаменте и с кабелем по 500 долларов метр звук лучше, я говорю: может быть, но я не слышу. У меня хорошая аппаратура, но дальше уже заморочки, когда покупают позолоченную вилку в розетку или золотой сетевой провод и говорят, что так зазвучало! Может быть. А я не слышу».
(О ГИТАРАХ)
«К ним у меня подход, как к гарему. Их у меня штук 15, и я отлично понимаю, что если не подходить к гитаре несколько месяцев - она обидится, надо брать и играть».
(О ФИРМЕННЫХ СТРУНАХ ОТ МАКАРЕВИЧА)
«Самый первый в моей жизни комплект фирменных новых струн - не вареных, не спиленных, а фирменных, американских - мне подарил Андрей Макаревич в 87-м году. Мы попали в один самолет на Москву, накануне он нас слышал и расчувствовался. Хочу, говорит, сделать вам что-нибудь приятное - и достает из сумки комплект струн "Ла белла рок-н-ролл". Это было что-то невероятное! Наверное, сейчас на такой восторг способны только девушки, которым дарят кольцо с бриллиантом и замуж зовут. Сейчас такое уже невозможно. Все доступно - проблема только в деньгах. А это неправильно! Вот меня спрашивают: на чем лучше играть? Да какая разница, на чем, хоть на губах трень-брень - главное, песню напиши хорошую. В 20-30-х годах Роберт Джонсон - нищий с плантации - записал 29 классических блюзов на гитаре, где еще его дедушка струны поставил. И лучше него никто ничего до сих пор не придумал!»
(О ЗАРАБОТКАХ)
«Немножко от мрз получаем, немножко авторских от радиостанций. Я уверен, что сейчас 99 процентов артистов живут только от концертов. Даже если мы альбом записываем, ни одна компания не берется его выпускать. Мы делаем CD сами, возим их на концерты, и там в фойе их продают. Собственно, это и есть вся дистрибьюция - точно такая же, как в 84-85-м году, куда мы по части музыкальных источников продажи вернулись. Но, представляете, для нас это вообще не трагедия, не так давно это было. А западные музыканты, с которыми творится то же самое, в ужасе! Они же получали гигантские деньги от продажи компакт-дисков и винила - покупали себе острова, футбольные команды и самолеты. И сейчас все это продают. Понимают, что жить им не на что - и надо ехать играть концерты. Поэтому сейчас такое огромное количество реинкарнаций старых групп и активное оживление рок-н-ролльной концертной жизни».
(«Российская газета», 24.08.11)