Кира Лао - «Kira Lao» ****
«Союз мьюзик»/«Восход». Релиз диска состоялся в апреле.
Тут полагалось бы вспомнить прошлогодний фестиваль «Индюшата», познакомивший Киру Лао с московской публикой, и попытаться описать эту музыку с помощью всяких терминов: дарк-фолк, трип-хоп и проч. Не помешает также сравнить Киру с Диамандой Галас, Элизабет Фрейзер и Алиной Орловой. Не забыть упомянуть место жительства певицы – Великий Новгород; связать древние исторические корни с западными музыкальными традициями. Отметить, что в состав Kira Lao входят гуслярша и битбоксер. Уточнить, что сценические телодвижения Киры испытали влияние шаманских техник, указать певиц со схожей манерой. И так далее. Только все эти подробности приводились много раз, применительно к разным проектам, в том числе и тем, кто совершенно не заслуживал столь серьезного апологетичного разбора. Порой похвальных пафосных рецензий удостаивались холодные, совершенные альбомы – возможно, по делу, однако кому нужен совершенный альбом, который ты никогда не захочешь переслушать? В случае с пластинкой Киры Лао большинство сопутствующих соображений справедливы – да, из Новгорода, да, музыка похожа на Лиз Фрейзер, нет, гусли и битбоксер не оказывают решающего влияния на атмосферу записи, - но это тот случай, когда алгебраические расчеты теряют смысл. В альбом просто хочется погружаться, хочется возить его с собой в машине, хочется подпевать, несмотря на несоответствие вокального аппарата оригиналу. Честно говоря, мне не удалось расслышать в нем древнерусской тоски, обусловленной новгородской пропиской автора, да и в целом представленную музыку сложно назвать новаторской. Ну и что? Главное, что сделано хорошо и душевно; отрадно также, что у Киры нет определенного кумира. То есть учителей несколько, в разных треках на первый план выходят разные влияния, от фолка «Шелеста» и «Жижицы» до трип-хопа «Долго до весны» и многочисленных англоязычных красивостей («He Was A Woman» и др.). Впрочем, язык, как вы догадываетесь, тут не столь важен.
ОК, с личными отношениями альбома и слушателя, к которому он попал, мы разобрались. Но что делать с пластинкой и вообще подобной музыкой в масштабах всего тутошнего шоу-бизнеса? Частные восторги лучших критиков, как мы в очередной раз убедились, не приближают достойных артистов к широкой аудитории. В апреле, когда этот альбом готовился к выходу, в восторженных публикациях недостатка не было. Увеличилась ли с тех пор популярность Киры Лао? Вот то-то же. Я не призываю вручить певице «Золотой граммофон» и показать ее любителям Стаса Михайлова – не поймут, но и ограничивать круг слушателей Киры ареалом читателей музыкальных блогов тоже неправильно.
Ответа, как эту ситуацию изменить, у меня пока нет, но есть одно соображение. Для нашего эксперимента на людях подойдет трек «Долго до весны». Если бы кто-нибудь догадался запустить его в сеть под видом, скажем, новой песни Земфиры, то эта нежная и неспешная песня давно бы ходила в фаворитах «Чартовой дюжины» (ведь попала же туда гораздо менее достойная этого «Без шансов»). Увы, люди отвыкли, что музыка может сказать сама за себя. Что ж, тогда вся надежда на Земфиру, которой выпала миссия постепенно воспитать у публики хороший вкус. Как она справляется с миссией, разговор отдельный, но на Стаса Михайлова в этом плане в любом случае надежд никаких.
Алексей Мажаев, InterMedia