Вера Полозкова - «Знак неравенства» ***
ContentMedia. Релиз диска состоялся в июле.
Формат такой: известная поэтесса и блогер Вера Полозкова немножко нервно читает свои тексты, а гитарист и басист обеспечивают музыкальное сопровождение. Композитором выступил Сергей Геокчаев, но полноценными музыкальными произведениями этот аккомпанемент назвать нельзя. Кое-где музыки и вообще нет, а там, где есть, она выступает в роли деликатного фона для самовыражения г-жи Полозковой. Нужно отметить, что настроение стихов Геокчаев подчеркивает довольно точно: бас-гитара волнуется, гитара нагнетает напряжение, все звучит очень психоделично. Но будет: эту пластинку раскупают не из-за музыки.
В своих текстах Вера Полозкова метко, хотя и предсказуемо для искушенного читателя, раскрывает девичий внутренний мир. В определенном возрасте почти любая барышня считает себя сложной, ищущей натурой и пытается подтвердить это прослушиванием непонятной музыки, чтением Саши Соколова, посещением авангардистских выставок, экспериментами с наркотиками, неудачным суицидом и прочими страданиями. Это правильно: из мира, где у прыщавых сверстников бушует гормональный взрыв и на уме у них только одно, хочется вырваться в какую-то параллельную реальность. Это потом у сверстников прыщи сменятся на пивной живот, а бывшая искательница эмоциональных приключений превратится в замотанную бытом читательницу журнала «Лиза» (или в зависимости от социального статуса, Cosmo). Но пока этого не случилось, можно послушать Веру Полозкову и удовлетворенно замереть от того, насколько тонко она сформулировала то, что другие не смогли выразить словами. Сложная любовь-ненависть с мамой; смешной, достойный презрения быт обывателей; противоположный пол, полезный в качестве бесперебойного источника дополнительных страданий; пробы пера и наркотиков; мировоззренческие споры с дальними подругами; диалоги с самой собой; отчаяние; цинизм; откровенность. Вера талантливо работает с этим материалом, Вера точно воспроизводит интонации безысходности и сдержанно огрызается на враждебный мир – сдержанно, потому что осознает, сколько восторженных глаз смотрит на нее оттуда. Вполне пренебрежительно относясь к ритму и размеру, Полозкова не скупится на образы – моментами слишком красивые и самовлюбленные, но моментами внезапно точные и цепляющие. Все ведь вроде бы понимаешь про эти тексты и их целевую аудиторию – но некоторые места взбудоражат даже давно ороговевшую душу. Кроме трека с честным названием «Текст, который напугал маму» (по делу напугал), подобные ощущения вызывает «Блокада», «Хочется выкупить у какого-нибудь пожилого инженера универсальный декодер…», некоторые другие.
Полозкову сравнивают с Гришковцом. Что-то общее действительно есть, но различий больше, и не только гендерных. У Веры тексты более ритмичные, менее суетливые и запинающиеся: в «музыкальных» альбомах Гришковца слова, хромая, следуют за придуманными группой «Бигуди» мелодиями, а на пластинке Полозковой музыка Геокчаева внимательно следит за Вериной декламацией. Более важное отличие – в том, что Евгений Гришковец произносит монологи взрослого успешного человека, решившего поделиться воспоминаниями и избавиться от комплексов. Герой может даже выглядеть смешно, нелепо – потому что, он и все вокруг каждую секунду помнят, что он состоявшийся, что он «удачник». А у Полозковой всё это совершенно неочевидно: ее героиня ступает чуть неуверенно и спотыкается искренне. Как и тысячи «фолловеров» Веры, которые приобретут пластинку родственной, как им кажется, души.
Алексей Мажаев, InterMedia