Том Хэнкс: «Я избежал кризиса среднего возраста, потому что постоянно был молодым отцом»
(ПОЧЕМУ СОГЛАСИЛСЯ СТАТЬ РЕЖИССЕРОМ «ЛАРРИ КРАУНА»)
«Честно? Меня Джулия Робертс об этом попросила. Сказала, что только на этих условиях изволит сниматься. (Смеется.) 15 лет тому назад я впервые поработал режиссером в кино («То, что ты делаешь») и с тех пор ни-ни. Если откровенно, работать «звездой» — занятие куда более прибыльное и легкое. От тебя ждут гораздо меньшего. И позволяют возвращаться с работы домой гораздо раньше…»
(О РОЛИ, КОТОРУЮ ОН ОТДАЛ СВОЕЙ ЖЕНЕ)
«Да, я сказал Рите: «Выбирай любую роль! Кроме той, что я уже отдал Джулии». Рита выбрала героиню, которая служит в банке. Очень скромная роль. Спросила меня только, может ли сама придумать ей образ. Я сказал: «Вперед! Безумствуй и ни в чем себя не ограничивай. Главное — парик покруче, чтоб была у меня блондинкой». А после съемок попросил: «Детка, нельзя ли как-нибудь устроить, чтобы этот парик остался в семье? И я бы хоть разочек мог снять его вечером с тебя самолично?»
(ПРАВДА ЛИ, ЧТО ВОЗВРАЩАЛ ЗРИТЕЛЯМ ДЕНЬГИ ЗА БИЛЕТЫ, УЗНАВ, ЧТО ФИЛЬМ НЕ ПОНРАВИЛСЯ)
«Правда. (Смеется.) Я заехал на автозаправку, и меня узнали, приятная такая пара. Женщина сказала, что они только что из кинотеатра, смотрели «Ларри Крауна». Я спросил: «Ну и как вам?» Женщина замялась, а ее муж говорит: «Да, честно говоря, не очень. От вас мы привыкли ждать большего, вы ж понимаете». Ну тогда я протянул им 25 баксов и попросил извинить, сказал, что в следующий раз буду стараться лучше. Они, конечно, очень удивились. С другой стороны, все знают, что я хороший и честный парень».
(О БЕЗРАБОТИЦЕ)
«Представьте себе, слово «безработный» знакомо мне не понаслышке. Я терял работу, будучи актером, множество раз. Отлично знаю, каково это — уже чувствуешь себя королем, а к полудню тебя уволили, и ты оказываешься на улице со всеми своими жалкими пожитками. Я жил вместе с первой женой в сарае, далеко от Лос-Анджелеса, в глуши, но даже этот «дом» не мог вовремя оплачивать, потому что телефон молчал, и 13 месяцев я не получал работы. И мечтал только об одном: чтобы меня взяли официантом в ближайший ресторан, до которого можно добраться пешком».
(ВЫБРАСЫВАЛИ ЛИ ЕГО КОГДА-НИБУДЬ НА УЛИЦУ)
«Расскажу историю. Но без имен. Я уже был вполне знаменит. И думал, что в такой-то день отправляюсь на съемки очередного фильма. Продюсеры, режиссер и студийные боссы лично мне обрисовали и подтвердили эту вполне конкретную перспективу. И вот после очередной встречи и обсуждения роли мне звонит агент и говорит: «Том, к сожалению, ты больше не снимаешься в этом фильме». До сих пор понятия не имею, что же случилось. Но та картина не имела большого успеха. Без меня (смеется)».
(КОГДА ПОНЯЛ, ЧТО КОНТРОЛИРУЕТ СВОЮ КАРЬЕРУ)
«Когда научился говорить «нет». Долгое время я был счастлив, что мне дают работу, и считал своим долгом всегда соглашаться. Отказываться трудно, ведь отказываешься подчас от больших денег. Но поступать так необходимо, хотя бы изредка. Это единственное, что дает актеру возможность контролировать свою жизнь в профессии. Один из лучших советов, когда-либо мной полученных: «Задайся вопросом, захочется ли тебе покончить с собой, если кто-то другой сыграет роль, от которой ты отказался? Чаще всего мой ответ самому себе был «нет».
(ОБ ОБРАЗОВАНИИ)
«Я слишком много школ поменял за свою жизнь, чтобы получить такие оценки, с которыми можно пытаться поступить в университет. Но пару лет я все-таки учился в городском колледже, куда берут всех: домохозяек, двоечников, разведенных мужичков, которым некуда пойти, пенсионеров. Я дружил там с солдатами и офицерами, вернувшимися из Вьетнама, — им тоже было особенно не до настоящего университета, никто их там не ждал. Мы все были в одной лодке с нашими страхами, надеждами, мыслями о будущем. Знаете, в школе я был клоуном. И никогда этого не стыдился. Мне нравилось, когда надо мной смеются: это здорово помогало вписаться в очередную школу. После развода родителей я с отцом переезжал из одного города в другой, умение приспосабливаться к обстановке и быстро заводить друзей было жизненной необходимостью».
(О ВНУЧКЕ)
«Совсем недавно жена моего старшего сына Колина родила нам прелестную девочку. Я ужасно завидовал своей жене, потому что она могла ее видеть и помогать Саманте в первые месяцы, а я был в это время как раз занят — находился на другом конце света. Но теперь по воскресеньям Оливию нам отдают, и я наверстываю упущенное. Мы валяемся с ней в саду на одеяле, и я нежно щекочу ее крохотные пальчики и пяточки, вызывая улыбку на этом ангельском личике. Знаете, может, я избежал так называемого кризиса среднего возраста, потому что постоянно был молодым отцом. У меня рождались дети, когда мне было за 20, и после тридцати я тоже дважды становился папашей. Единственный раз, пожалуй, возникло ощущение кризиса у нас с Ритой, когда наш младшенький изъявил желание поучиться в частной школе-интернате далеко от дома».
(ОБ УВЛЕЧЕНИИ ОДНОГО ИЗ СЫНОВЕЙ)
«Чет у нас рэпер. Странный выбор для мальчика из богатой семьи со звездами-родителями, да еще белыми, не правда ли? Но он уже записал свой первый альбом, и я не вижу причин с этим бороться. Это его трудности. Я считаю большой честью для себя, когда мои дети спрашивают моего совета или мнения, но сам им стараюсь ничего не навязывать. Очень надеюсь, что они научились нормально функционировать в реальном мире несмотря на то, что с рождения были наделены множеством недоступных простым смертным привилегий».
(О СЕМЕЙНОЙ ЖИЗНИ)
«Мой брак с Ритой основан на классическом представлении о семье и семейных ценностях. До Риты у меня в жизни ничего подобного не было. И знаете, что я понял за все эти годы? Никто и ничто, никакая современная новомодная схема не способна заменить принципы старой доброй и традиционной семейной жизни. Потому что ежедневно присутствовать в жизни друг друга, существовать во всех этих деталях, радостных и грустных, — лучшее, что может быть. Рита для меня все, она — воплощенные любовь и понимание. Я не сумел бы сыграть определенные моменты в фильме «Филадельфия», если бы ее у меня не было. То же самое и с «Форрестом Гампом». Если бы не те отношения, которые связывали меня с Ритой, не уверен, что мне удалось бы передать все, что чувствовал мой герой».
(ПОЧЕМУ НЕ СНИМАЕТСЯ В СИКВЕЛАХ)
«Мне это скучно. Иначе вы бы уже увидели меня в пятом по счету «Форресте Гампе». (Смеется.) Единственное исключение — мой герой из мультика «История игрушек». Я уже пять раз с удовольствием озвучивал игрушечного ковбоя Вуди. А в сиквелах я не снимаюсь просто потому, что меня очень многие вещи совершенно не интересуют. Столько времени уходит на подготовку и съемки этих огромных блокбастеров, а потом еще нужно тратить массу времени и сил — показывать товар лицом. Для подобных действий мне не хватает мотивации… Правда, посмотрел не так давно на 70-летнего Энтони Хопкинса в «Торе» — как ловко и зажигательно он убивает там врагов — и подумал: «А что, может, для актера это не так уж и плохо?» Меня умоляют сыграть в таких проектах. Причем плохого парня. Заваливают предложениями. Но все-таки я, пожалуй, продолжу говорить «нет». Потому что скучно. Ничего, в сущности, не происходит. Нечего рассказать зрителю».
(КЕМ БЫ СТАЛ, ЕСЛИ БЫ НЕ СТАЛ АКТЕРОМ)
«Я мог бы стать неплохим гидом, рассказывая людям об истории того или иного места. К сожалению, я прилично знаю историю только своей страны. Поэтому вряд ли сумел бы водить экскурсии по европейским городам или Востоку. Недостаточно подкован. Но история всегда была моим любимым предметом. Поэтому так люблю рассказывать истории и в своих фильмах. И всегда буду искать такие истории, где было бы как можно меньше цинизма, с которым я стараюсь бороться изо всех сил. А для этого, мне кажется, нужно непременно быть оптимистом».
(«Семь дней», 31.08.11)