Армен Григорян: «Если в поп-культуре очень много мальчиков, похожих на девочек, то сейчас в рок-н-ролле очень много девочек, похожих на мальчиков»
(СЛЕДИТ ЛИ ЗА ЖИЗНЬЮ ГЕРОЕВ СВОИХ ПЕСЕН)
«Слежу по мере возможности. Хабибуллин до сих пор жив, здоров. Он был моим одноклассником и до сих пор продолжает тот же образ жизни, который вел в школе. То есть он никоим образом не изменился, прекрасно выглядит, работает в нефтяной компании, получает много денег и вообще счастлив. Что касается Эльзы, то я ее видел последний раз лет, наверное, 15 назад в одном из ресторанов Москвы. Она уже сидела с таким животом, месяцев на шесть, но при этом очень бойко потребляла португальское вино, в простонародье «Портвейн». Что касается, скажем, Маленькой Девочки, то судьба ее сложилась очень плохо. Родители, которые оставили чадо свое на произвол судьбы, до сих пор пребывают в пьянстве, а девушка живет в каких-то нечеловеческих условиях – вот это последнее, что я видел. Танечка… К сожалению, она обиделась на меня в свое время после того, как я ей на голову надел арбуз, она после этого ушла и больше я ее тоже не видел. Наверняка она счастлива, где-то живет и машет мне рукой, может быть, сейчас».
(О СРАВНЕНИИ РОССИЙСКОЙ РОК-МУЗЫКИ С ЗАПАДНОЙ)
«Если взять западную культуру и тем более музыкальную, она крайне обширна. Она - не та колода карт, которая есть у нас: некое количество групп, которые живут так долго! Среди наших, конечно, есть люди, которые писали прекрасные тексты. И во многом наши музыканты просто копировали то, что было на Западе. Тот же самый Майк Науменко все-таки пользовался чужими текстами, иногда представлялся как переводчик. И был абсолютно прав. Боб Дилан, ранние стихи Beatles, Rolling Stones, тексты Марка Болана, все это достаточно интересная культура. Но у «Крематория», к сожалению, не получилось ни с музыкальной точки зрения, ни, думаю, с точки зрения поэзии. Я просто обозначал некий рассказ текстом, главное было выразить мысль. Думаю, что так делали и все остальные. К сожалению, русский рок не смог создать ни одного международного музыкального бренда. Поэтому сравнивать ту музыку и эту, уже априори, то же самое, что поставить рядом «Москвич» и «Майбах». Это совершенно разные вещи, к сожалению».
(О СЛИЯНИИ РОК- И ПОП-МУЗЫКИ)
«Знаете, я в мае был на московском концерте Muse. Это группа соединила в себе мастерство, инженерность музыки, прекрасный вкус. Эти музыканты действительно то, что сейчас может представлять современную музыку. Что касается наших музыкантов, то постепенно грань между городом и деревней, то есть грань между поп-музыкой и рок-музыкой, стирается. И я иногда говорю так: если в поп-культуре очень много мальчиков, похожих на девочек, то сейчас в рок-н-ролле очень много девочек, похожих на мальчиков. И все ушло в какую-то такую сексуальную стезю. А на самом деле, к сожалению, надо посмотреть правде в глаза. Волны, которые когда-то набегали на российские берега рок-н-ролльные, в начале они были очень сильные, но постепенно эти волны угасают. И, возможно, когда-нибудь даже и прекратятся».
(О ЛЮДЯХ, КОТОРЫЕ ПРОБИВАЮТСЯ К СЛАВЕ ЧЕРЕЗ ИНТЕРНЕТ)
«Да, прекрасные, прекрасные артисты. Музыканты, которые сейчас существуют в интернете, это вообще тот самый поезд, который может прорвать наши границы. На самом деле, когда люди выкладывают что-то в интернете, это гораздо интереснее того, что мы видим в телевизоре. Это искренне, это честно. В телевизоре очень много людей, которые чего-то добились за счет денег, любовных отношений. В интернете все гораздо честнее».
(НОСТАЛЬГИРУЕТ ЛИ ПО ВРЕМЕНАМ КВАРТИРНИКОВ)
«Это возврат в прошлое – вспоминать, как хорошо было в люльке, мама с папой тебя водили гулять на улицу. Все было как-то – детские воспоминания. Ностальгировать и возвращаться в состояние, когда ты лежал в люлечке с соской, это, конечно, смешно. В то же самое время хиппаны московские, с которыми я общался, сейчас выглядят очень смешно. Каждому фрукту – свое время. Поэтому возвращаться никакого смысла не имеет. Но, тем не менее, сейчас крайне сложно музыкантам вырваться куда-то. Потому что все изменилось. Нам просто повезло в свое время, потому что мы успели что-то сделать в то время, когда зритель искал исполнителя. Сейчас все наоборот».
(ПРЕДЛАГАЛИ ЛИ ЕМУ ПЕТЬ ПОД ФОНОГРАММУ)
«Нет, вообще рокеры под фонограмму никогда не поют. Другое дело, что в то время у «Крематория» были «двойники», появлялись афиши – это были аферисты, которые собирали кассу и с портфельчиком кассир удирал на поезде или самолете. Но мы вовремя, слава Богу, была тогда возможность все это пресечь. Все-таки у человека, который выходит на сцену, тем более у рок-музыкантов, существует уважение к своей профессии. То есть нужно очень себя не любить то, чем ты занимаешься, чтобы открывать рот и позировать перед публикой. Это унижение серьезное. Поэтому никогда, может быть, они не очень хорошо играют, рокеры, но они играют. Было два предложения. И на одно мы согласились – Глызин еще в мохнатые 80-е пригласил нас играть концерт в парке Горького. И когда мы приехали, выяснилось, что есть только магнитофон и две колоночки. Он хороший дядька оказался очень. Мы там чуть-чуть выпили и решили, что уж ладно, сыграем одну песню, потому что телевидение приехало. И мы там «Хабибуллина» исполнили. После того раза, договариваясь о концертах мы всегда отдельно отмечали: не поем под фонограмму».
(О ФУТБОЛЕ)
«Я очень серьезно отношусь к футболу. Вот только мини-футбол не люблю - считаю, что нужно играть на нормальном, большом футбольном поле. Но сейчас я едва ли пробегу половину поля. Но, честно говоря, сейчас черт-те что творится в нашем футболе, очень много матчей каких-то совершенно непонятных... Мы были приучены к другому. Все-таки для нас это был очень такой благородный спорт. И у нас были очень серьезные преподаватели. Они учили не только футболу, но и той же самой музыке. У того же самого Никиты Павловича Симоняна была огромнейшая коллекция самой разной музыки».
(РАДУЮТ ЛИ ЕГО ДЕТИ)
«Очень радуют. Мой сын закончил с отличием школу. Закончил институт и сам пошел в армию. Я узнал об этом, когда он был уже в части – от меня это скрывали. Потому что я изначально был как-то немножко против. Но у него есть целеустремленность в жизни. И мне нравится, что мы его в свое время не пытались навязать ему свои интересы, вкусы и миропредставление. Он сам по себе, сейчас это очень самостоятельный человек, за судьбу которого я абсолютно спокоен.
Вообще дети, это, наверное, то самое, что было когда-то сделано в какой-то степени осознанно. И это действительно самые лучшие песни, которые были написаны. Потому что мир без детей очень тяжел. Я знаю одного миллионера, у которого есть жена и кошка. И он, бедный, мучается, потому что не понимает, что будет с ним дальше. И эти деньги превращаются просто в золу.
Старшая из моих дочерей, Елизавета, будет юристом. Анна проявляет огромный интерес к языкам. К истории, к биологии и у нее очень хорошо с математикой. Дети пошли в моего отца – у него был математический ум, огромные познания в области языков. Что касается Ксюши - только она из моих девочек поет, у которой абсолютный слух. Возможно, будет участвовать в детском «Евровидении». Она учится в школе, ее там заметили. Клянусь Господом Богом, что я не прикладываю свою руку, я не хочу ни в коем случае, чтобы они почувствовали, что все просто. Если она пробьется, сможет сама по себе все это сделать, то это будет для меня большой радостью».
(О ПРОЕКТАХ КАВЕР-ВЕРСИЙ)
«Честно говоря, от подобных вещей мы всегда отказываемся. На мой взгляд, не стоит перепевать то, что уже было кем-то отлично спето. Это как если у вас есть алмаз, а вам предлагают сделать подделку: в красный цвет его покрасить, или в синий, зеленый, розовый. Все равно, в итоге получается что-то около. Что касается Аллы Пугачевой, то я ее люблю, но не настолько, чтобы ее песни петь. Есть вещи, которые я никогда в жизни не сделаю. Но, тем не менее, как артист, как художник, и даже иногда как композитор, это, безусловно, явление. В случае с Бутусовым, я считаю, он просто хочет выйти за рамки. Может быть, самого себя. Человек имеет право экспериментировать. Мне нравится иногда тоже на концертах петь песни Майка Науменко. Это, знаете, отпуск такой, отдых – отойти от себя самого. А если у вас нет идей, если вы не можете сделать то, чего хотели бы сделать еще, не повторяя себя, старого, то вам нужно ждать. Иначе получается самоплагиат».
(ПОЧЕМУ ПРО НИХ НЕТ КНИГ)
«А наша группа давно заявила, что мы не хотим иметь о себе книжку, нормальные люди и не выпускают. О нас есть, я знаю, какие-то пиратские издания. За 27 лет с нами переиграло более 50 прекрасных музыкантов. Если рассказывать правду, это обидит очень многих людей. Возможно, дело дойдет до разводов – некоторые жены узнают о своих мужьях то, чего лучше бы вообще не знали никогда. Правдивая история просто невозможна с этической точки зрения. А писать полуправду, полушутки, ради того, чтобы потусоваться, не имеет смысла. Песни и 14 альбомов, которые записали, это самая правдивая история группы. Нужно просто уметь это все прочитать».
(«Радио КП», 31.08.11)