«Аполлон-18»: последние люди на Луне *****
Пресс-показ научно-фантастического триллера «Аполлон-18» («Apollo 18», США-Канада, 2011, режиссер - Гонсало Лопес-Гальего, в ролях - Уоррен Кристи, Ллойд Оуэн) прошел в кинотеатре «Октябрь» 31 августа.
Солнечный летний день, начало 70-х. Веселая компания астронавтов собралась с женами и детьми на барбекю. Звонок из НАСА приносит радостную весть – старт «Аполлона-18» на Луну все же состоится. Есть только одно но – заказчиком полета выступает Пентагон, и миссия будет засекречена. Найденные спустя 35 лет архивные кадры, из которых как бы смонтирован этот фильм, проливают свет на историю последнего, тайного полета на Луну, после которого все попытки высадиться на спутник Земли прекратились.
Сделанный в жанре мокьюментари (подделка под документалистику) фильм Лопеса-Гальего с первых кадров поражает удивительным в наше время умением держать зрителя в напряжении – первые полчаса вообще страшно, как в детстве, когда первый раз смотришь «Дознание пилота Пиркса». Уже только за это стоит по-честному поставить ленте высший балл, хотя шедевром кинематографа она отнюдь не является. Более того, вторая часть более предсказуема и банальна, хотя именно в ней и начинаются собственно все ужасные события, напряжение несколько ослабевает – ну, «Чужие» мы все посмотрели еще двадцать лет назад. Тем не менее фильм отличается редким чувством меры, ритма и вкуса, что с успехом компенсирует не слишком большую оригинальность второй части. Стилизация под документальные кадры и лунные съемки 70-х годов выполнены блестяще, без навязчивой тряски, вошедшей в моду последние годы, - все сделано очень органично. Большим плюсом «Аполлона-18» стал и тонкий черный юмор, столь редкий в современном фантастическом кино. Особенно хорошо раскрыта тема «русской паранойи» - прямо так и тянет цитировать!
Сюжет фильма создан в классических традициях старой доброй научной фантастики, помимо уже упоминавшегося «Дознания пилота Пиркса», нельзя не вспомнить такие культовые ленты, как «Козерог-1» и «Ангар-18», а из нового - отличный фильм «Луна» (у нас - «Луна 2112») Дункана Джонса. Конечно, вспоминаются и «Первые на Луне» - также псевдодокументальный фильм Алексея Федорченко, хотя он ближе к абсурдистскому арт-хаусу, чем к фантастике.
Трудно сказать, введет ли кого-либо в заблуждение документальная манера фильма, как это случилось с картиной Федорченко, однако один вопрос после просмотра остается – а действительно, почему американцы перестали летать на Луну, ведь у них так хорошо получалось? Конечно, ответ, скорее всего, простой – они не придумали, что там еще делать, кроме как устанавливать флаг, фотографироваться и собирать камни. Ну что ж, теперь наступило время их разбрасывать – ведь нельзя поручиться за то, что случай с «Аполлоном-18» или что-то подобное не могло произойти в реальности. Как известно, если у вас паранойя – это еще не значит, что за вами не следят. А при чем тут камни, вы узнаете, если посмотрите фильм.
Борис Гришин, InterMedia