Александр Зацепин: «Были песни, после которых мне даже как-то стыдно за Пугачеву»
(ПОЧЕМУ ТАК ДОЛГО ДОБИВАЛСЯ УСПЕХА)
«А вы думаете, это так легко — переехать с периферии, из Алма-Аты в Москву, и сразу добиться успеха, проникнуть всюду? Надо по лесенке идти, а некоторые ступеньки обламываются. Но я успеваю зацепиться, я в детстве акробатикой занимался, на одной руке стоял».
(КАК ЕГО МУЗЫКА ПОПАЛА В ФИЛЬМ ГАЙДАЯ)
«Я начинал с документальных фильмов, с мультфильмов, короткометражек. Была у меня такая песня "Надо мною небо синее", вы ее не знаете, ее пел казахский оперный певец Ермек Серкебаев. Она была очень популярна. А у Гайдая образовался музыкальный вакуум — от него ушел Никита Богословский. Жена Гайдая, Нина Гребешкова, порекомендовала ему композитора, который написал "Надо мною небо синее", он вспомнил эту песню и поначалу засомневался: "Не знаю, сможет ли он писать эксцентрику". Но все же взял меня».
(О «РЕСТОРАННОМ ОТПЕЧАТКЕ» В МУЗЫКЕ ДЛЯ «БРИЛЛИАНТОВОЙ РУКИ»)
«Я отталкивался от того, что нужно фильму. Значит, в такой музыке нуждались тогдашние фильмы. 99 процентов моей музыки написаны для кино, это более 120 фильмов, на что-либо иное просто не хватало времени. Даже был смешной случай. Я работал параллельно над тремя фильмами. И вот у меня в два часа встреча с одним режиссером, а в четыре с другим. У меня ноты с собой. Я первому играю и говорю: "Вот здесь реквием, герой погибает, идет дождь". А режиссер: "Музыка мне понравилась, но в нашем фильме ни дождя нет, ни похорон". Я просто перепутал режиссеров. Ну а если говорить о том, что я писал для Аллы Пугачевой,— это уже совсем не ресторанная музыка».
(ПОЧЕМУ ПЕРЕСТАЛ ПИСАТЬ ДЛЯ ПУГАЧЕВОЙ)
«Был у нас с ней разлад на какое-то время... Ну, с Леней Дербеневым у нас тоже такое случалось. Творческая ссора... Так вот, я писал музыку для фильма "31 июня", она там не участвовала. А потом я уехал за границу».
(СЛЕДИЛ ЛИ ЗА ТЕМ, ЧТО ПИСАЛИ ДЛЯ ПУГАЧЕВОЙ ДРУГИЕ)
«Раймонд Паулс написал для нее очень хорошие песни. "Миллион алых роз" и другие... Там она раскрывалась. Но были песни, после которых мне было даже как-то стыдно за нее».
(ПОЧЕМУ УЕХАЛ ЗА ГРАНИЦУ)
«Я уехал после телемюзикла "31 июня". Фильм показали 31 декабря в 7 часов вечера, когда хозяйки готовили праздничный ужин, люди собирались в гости, смотреть фильм толком не могли, слушали одним ухом. А потом его положили на полку на восемь лет. Но все же многие песни из него остались в памяти, так что нельзя сказать, что я уехал, не оставив хитов. А потом, когда я вернулся, у нас было еще два фильма с Гайдаем — ниже среднего, к сожалению».
(КАК СЛОЖИЛАСЬ ЕГО КАРЬЕРА ЗА РУБЕЖОМ)
«Недавно, когда телевидение снимало фильм к моему юбилею, я попросил, чтобы специально крупным планом показали контракт с компанией Motown, потому что многие не верят: такая студия, Стиви Уандер, да врет он все! А у меня и фотография от них есть с автографами. Сейчас этот контракт — просто пожелтевшие листы. Когда я был в США, мне знакомые сказали: "Ты должен остаться. Американские музыканты могут такой контракт 15 лет ждать — два фильма и два диска в год". Но в советском МИДе мне сказали: "Александр Сергеевич, вы можете работать, но представьте себе: вот они вам присылают кассету, под которую вам нужно написать музыку. Вы пишете музыку и высылаете ее в США. Посылка придет к ним через месяц. А может быть, вообще не придет. Они захотят приехать к вам, а им визу в СССР не дадут. Вам все поломают. Вы лучше сразу смиритесь с тем, что ничего не выйдет".
(ЗА ЧТО СЕЙЧАС ПОЛУЧАЕТ ДЕНЬГИ)
«За то, что по телевидению идет, за концерты в Кремле или на какой-нибудь еще большой площадке, мне платят. А так — нет. Я подходил к Иосифу Кобзону, спрашивал: "Вот ты едешь на гастроли и тебе, условно говоря, платят 50 тысяч долларов, а по бумагам это — 50 тысяч рублей, и я свои отчисления получаю с этих 50 тысяч рублей..." А он мне: "Саша, дело даже не так обстоит. Нам денежки дают в конвертах, и ты вообще ничего не получаешь. И сделать с этим ничего невозможно". Так что если я сейчас подарю песню какой-нибудь певице, я за это ничего не получу. Ну, может быть, с радио будет чуть-чуть капать. Я близко общаюсь с французским композитором Фрэнсисом Леем, автором музыки к "Истории любви" и "Мужчине и женщине", он получает авторские в 20 раз больше, чем я. Там все отслеживается. Если там пиратство — 5 процентов, то у нас — 95 процентов».
(ПОЧЕМУ МЫ БОЛЬШЕ НЕ СЛЫШИМ ЕГО НОВЫХ ПЕСЕН)
«Причина в том, что у меня сейчас нет ни своего поэта, ни своего режиссера, таких, какими были Леонид Дербенев и Леонид Гайдай. Ну, напишу я, а для кого? Алла не поет. Татьяна Анциферова болеет. Нина Бродская в Америке. Допустим, я напишу для неизвестной певицы. Значит, я должен заплатить на телевидении тысяч 50 долларов, чтобы эту песню прокрутили в хорошее время, и это еще не гарантия, что песня будет хитом. Так что я сейчас переключился на мюзиклы. В октябре выходит мюзикл "Любовь одна виновата". Это спектакль, построенный по принципу «Mamma Mia!» с песнями ABBA. Либретто написала Жанна Жердер, жена Герарда Васильева из Театра оперетты, у них своя продюсерская компания. Мюзикл должен был выйти еще в прошлом году, но у них с деньгами было туго в связи с уходом Лужкова. А второй мюзикл — это "31 июня" для петербургского театра "Карамболь". Им осталось сейчас только договориться с наследниками Джона Бойнтона Пристли. В январе 2010 года у меня был концерт с симфоническим оркестром в Зале Чайковского. Полный зал. Сейчас опять предлагают. Но я в прошлом году попал в автомобильную аварию. В мою другая машина врезалась, сломал ногу, пять ребер, руку. Три месяца в больнице лежал. Так что пока стараюсь не перенапрягаться».
(КАК ПОЯВЛЯЮТСЯ ХИТЫ)
«Заранее не знаешь, какая песня "выстрелит". Вот была такая картина студии "Таджикфильм" по сценарию Аркадия Инина — "Отважный Ширак". У меня там было несколько песен, и одна из них называлась "Волшебник-недоучка", ее исполнила Алла Пугачева. Все были уверены, что шлягером станет лирическая песня из этого фильма, а "Волшебника" сразу забудут. А все сложилось наоборот. Песню "Есть только миг" я написал сразу. Она как-то вся сразу возникла, я сел к роялю и сыграл от начала до конца. Обычно я записываю одноголосно мелодию на магнитофон и забываю, а дня через три к ней возвращаюсь и анализирую: здесь плохо, здесь нужно исправить... Иногда вообще выбрасываю, если ничего не помогает. В песне "Есть только миг" я никогда ничего не исправлял и ничего не менял».
(«Огонек», 05.09.11)