Сборник «За Троицкого» ****
«Союз мьюзик». Релиз диска состоялся в сентябре.
На пресс-конференции, посвященной выходу этой пластинки, Артемий Троицкий назвал себя «веселым беспечным болтуном» (см. МУЗЫКА от 09.09.11), которым почему-то заинтересовалась государственная репрессивная система. Комментарии Троицкого по любым вопросам действительно всегда остроумны, циничны и неполиткорректны, но, оценивая ситуацию объективно, сложно не удивиться тому, что высказывания довели Артемия Кивовича до реальных штрафов, административных и уголовных дел. «Даже такие певчие дрозды, как я, становятся объектами повышенного интереса и карательного правосудия», - констатировал критик. В то же время преследование Троицкого отлично иллюстрирует «диктатуру кровавой гэбни» как таковую. Современный российский тоталитаризм не запрещает проклинать себя в интернете и никого, за редким исключением, не терроризирует до кровопускания – нервы, правда, своим врагам старается измотать изрядно, в результате чего вызывает у свободолюбивых граждан не столько ненависть, сколько раздражение. Такой режим не свергают, а игнорируют. «Веселому болтуну» Троицкому хватило юмора не принимать репрессии близко к сердцу, его единомышленникам хватило выдержки не переводить этот шутейный поединок по борьбе без правил в партизанскую войну, однако нашелся Дон Кихот, атаковавший злобных великанов, прикинувшихся ветряными мельницами, со всей доблестью.
Благородного идальго зовут Василий Шумов, и секрет его неравнодушия, вероятно, заключается в том, что он 20 лет прожил в Америке. Уезжал он в эпоху перемен, а вернулся в атмосферу безнадеги и равнодушия. Деятельная натура Шумова озаботилась как бессодержательностью российской поп-музыки, так и несправедливыми санкциями по отношению к Артемию Троицкому. Василий стал собирать вокруг себя музыкальную молодежь, мечтающую заниматься осмысленным творчеством, выпускать сборники, организовывать концерты, защищать опального критика. В конце 80-х все эти акции вызвали бы мощнейший резонанс и, не исключено, смогли бы сдвинуть какие-то тектонические пласты. Сейчас значительная часть общества просто не замечает шумовских усилий либо относится к ним с полнейшей апатией и недоумением. Знают, что всё бесполезно. А Василий Герардович пока в этом не так уверен.
Затянувшееся предисловие я веду вот к чему: если вас заинтересует сборник «За Троицкого», вы все-таки постарайтесь его купить, а не скачивать бесплатно, иначе смысл затеи (помочь Троицкому оплатить судебные расходы) искажается до неузнаваемости. Участники июньского концерта в поддержку Артемия Троицкого в клубе «Хлеб» и сочувствующие этой акции бесплатно предоставили для компиляции свои треки. Из более чем сотни предлагаемых песен Василий Шумов выбрал 23, обеспечив максимальный 80-минутный хронометраж компакт-диска. Возможно, стоило выбирать еще жестче или более концептуально – мог бы получиться отменный сборник «песен протеста» от мэтров и молодежи. Отчасти он и получился, особенно его первая часть: «Ляпис Трубецкой» поет «Буревестника», Юрий Шевчук – «Господь нас уважает», Вася Обломов – «С чего начинается Родина», Нойз МС протестует против войны во Вьетнаме, Михаил Борзыкин – против чекистской кремляди, сам Шумов высмеивает новый застой, а «Мумий Тролль» вспоминает «Владивосток 2000» - конфликта там вроде бы никакого, но духа свободы хоть отбавляй. Более чем к месту громкий ернический «НОМ» с «Миротворцами», тихий философский «Хроноп» с «Москвой» и «Барто» с «Че»: возможно, не все знают, что команданте Че Гевара является кумиром Артемия Троицкого, каковой факт не только романтизирует опального критика, но и отчасти реабилитирует самого Че, давно воспринимаемого как героя масскульта. Но чем ближе к финалу альбома, тем неотчетливее становится месседж песен и болотистее состав участников: есть ощущение, что многих взяли хронометража ради, и потенциально резкий и опасный сборник из-за этого превратился во внеочередной смотр шумовской творческой акции «Содержание».
Алексей Мажаев, InterMedia