Kremlin Gala «Звезды балета XXI века» стал сенсацией
Главное балетное событие года Kremlin Gala «Звезды балета XXI века» состоялось в Государственном Кремлевском дворце 17 и 18 сентября.
К проведению балетного гала была приурочена выставка детского рисунка. Тематическая экспозиция, посвященная балету и античной мифологии, расположилась в фойе Кремлевского дворца. Непосредственно перед началом представления всем участникам конкурса были вручены памятные призы, а прима Большого театра Светлана Лунькина поблагодарила ребят за прекрасные рисунки.
Kremlin Gala, в программе которого было объявлено пять российских премьер, три возобновленных номера и семь дебютов, начался с главной сенсации театрального сезона – мировой премьеры балета «Новая работа Эдуарда Лока». Созданный ультраавангардным канадским хореографом и поставленный на музыку Гэвина Брайерса, объединившего барочные мелодии Перселла и Глюка с индустриальными шумами и призвуками, балет был представлен монреальской труппой Эдуарда Лока «La La La Human Steps» во главе с примой Мариинского театра и АВТ Дианой Вишнёвой. В этом заключалась еще одна сенсация: впервые классическая балерина мирового уровня выступила приглашенной солисткой на премьере современного балета.
«Новая работа Эдуарда Лока» - квинтэссенция авангардной балетной эстетики. Это и невероятный накал эмоций, и нереально высокая скорость исполнения элементов, при которой артисты не изменяют классической пластике и пуантной технике, но доводят ее до совершенства, балансируя на грани возможностей человеческого тела. Кроме того, «Новая работа Эдуарда Лока» предполагает новую концепцию света и звука. Лучи прожекторов в ускоренном темпе выхватывают силуэты артистов в разных ракурсах, на долю секунды запечатлевая их словно на черно-белом фото и создавая ощущение многомерности сценического пространства. В живое трепетание струнных вплетаются «космические» интонации, городской шум и шероховатое звучание старой пластинки. И все это влечет зрителя за собой, изображая путешествие во времени, где на экранах появляются и исчезают знакомые образы, создаются иллюзии и разрушаются надежды, рождаются чувства и мифологические истории, рассказанные языком ультрасовременного танца.
Организаторы Kremlin Gala «Звезды балета XXI века» назвали проект хореографическим лицом нашего времени, и программы дивертисментов подарили зрителям уникальную возможность увидеть все многообразие стилей современной хореографии.
Блистательная прима ГАБТа Светлана Лунькина и солист балета Михайловского театра Леонид Сарафанов представили публике экспрессивный диалог «Потерянное сердце» Начо Дуато, где сложнейшая хореография, подразумевающая три движения в одном такте, воспринималась как единственно возможный язык выражения чувств. Экстравагантную танцевальную лексику Рональда Савковича в страстном «Transparente», соединившем элементы классического танца, танго и фламенко, на высочайшем уровне продемонстрировали артистка балета Большого театра Анастасия Винокур и премьер АВТ Даниил Симкин. Солисты Гамбургского балета Элен Буше и Тьяго Бордин предстали перед зрителями в творениях Джона Ноймайера (присутствовавшего на гала) - во вдумчивой «Медитации» из балета «Иллюзии как Лебединое озеро» и трепетно-нежном «Адажиетто».
Дивертисмент был составлен из самых лучших, но при этом принципиально разных образцов современной балетной стилистики. Вот более привычная, но от этого не менее восхитительная хореография Мориса Бежара, заигравшая всеми гранями благодаря солистам Bejart Ballet Lausanne Катерине Шалкиной и Жюльену Фавро, предложившим дуэты из балетов «Ромео и Джульетта» и «Light». Мелодраматический дуэт из «Онегина» Джона Крэнко, в котором блистали солисты Штутгартского балета Алисия Аматриэн и Джейсон Рэйли, сменился номерами, переносящими в совершенно другое измерение: искрометное па-дн-де из балета «Herman Schmerman» Уильяма Форсайта, представленное артистами Большого театра Натальей Осиповой и Вячеславом Лопатиным, и композиция «If As If» Ицика Галили, исполненная с тонким психологизмом солистами Государственного балета Берлина Надеждой Сайдаковой и Владимиром Малаховым. В их же исполнении пленительный романтический дуэт из балета «Парк» Анжелена Прельжокажа, объединившего классическую технику с экспрессионистской пластикой современного танца, смотрелся буквально на одном дыхании. А разбавило серьезность двухдневного балетного марафона комическое Гран па-де-де Кристиана Шпука в исполнении Алисии Аматриэн и Джейсона Рэйли, сорвавших бурные овации зрителей.
Для финалов обоих вечеров были припасены роскошные российские премьеры. 17 сентября завершающим аккордом стал элегический дуэт из балета «Light Rain» Джеральда Арпино, который исполнили солисты Баварского государственного балета Люсия Лакарра и Марлон Дино. А 18 сентября под занавес гала был представлен фрагмент недавней премьеры Большого театра - экстравагантный дуэт из балета «Chroma» знаменитого британского хореографа Уэйна Макгрегора, виртуозно исполненный Светланой Лунькиной и Вячеславом Лопатиным.