Дмитрий Дюжев: «Обожаю, когда трещит пленка. Мой ритм сердца совпадает с этим звуком»
(ПОЧЕМУ РЕШИЛ ПОПРОБОВАТЬ СЕБЯ В РЕЖИССУРЕ)
«Это случилось в тот момент, когда у меня как у артиста не было предложений полтора года. Не возникало режиссера, которому хотелось бы отдаться. Ведь если я иду в чьи-то руки, желательно, чтоб этот человек был умнее и талантливее меня. Так как нужных режиссеров в какой-то момент не нашлось, решил, что сам хочу встать по ту сторону камеры и создать свои истории».
(ПОЧЕМУ НЕ СНИМАЕТСЯ У ДЕБЮТАНТОВ)
«Я дорогая «проститутка». Поэтому хочу отдаться состоявшемуся ценителю, а не неопытному очкарику-«ботанику». Даже если заплатят. И не думайте, что я помешан на деньгах. Могу сняться и бесплатно. Неоднократно делал это. Но только потому, что имел интерес к тем историям, в которых участвовал. Мне нужно, чтоб в фильме была любопытная человеческая судьба, а перед картиной — насыщенный подготовительный период. Мне интересен персонаж, который мне незнаком, который не связан с бытовухой, в голову к которому хочется залезть и, как доктору-психиатру, разобрать все болезни. Я должен понять его комплексы, почему он так говорит, почему именно таким его изобразил сценарист».
(ЧТО ЗАСТАВИЛО ЕГО СНЯТЬСЯ В «БЕРЕМЕННОМ»)
«Нельзя сравнивать «Остров» с «Беременным». Это разные жанры. Если честно, «Беременный» был долгожданным предложением после перерыва. Оно тогда даже показалось интересным. Но я не могу отвечать за то, что получится на выходе. Идея, конечно, вторична. Подобная история была уже в фильме со Шварценеггером в главной роли. Но мне все равно понравилось. Я задумался, как бы я повел себя, став беременным, и как бы я с этим жил. Я принял это 100-процентно всерьез. И даже читал книги по психологии беременных женщин».
(О ПСИХОЛОГИИ ЕГО ГЕРОЯ В «БЕРЕМЕННОМ»)
«Я таких типов хорошо знаю. Когда они заканчивают школы, не знают обычно, куда поступать. Идут в институты на факультеты, где недобор. А после получения диплома никогда не работают по профессии. Ищут, где бы полегче можно было, ни в чем не разбираясь, пристроиться. К примеру, становятся ведущими на музыкальных каналах. И возмещают отсутствие фундаментальных знаний внешней пестротой, мельтешением… А еще я снялся в этом фильме потому, что должен время от времени давать о себе знать. Моя актерская жизнь началась с «Бригады». В то же время стартовало много моих талантливых коллег. Где они сейчас? Задумываться об этом грустно».
(БОИТСЯ ЛИ ЗАБВЕНИЯ)
«Нужно чем-то жертвовать, чтобы оставаться в профессии. Я бы хотел сниматься только в авторском кино, без попытки нравиться зрителю. Я хотел бы работать у режиссеров уровня Лунгина и Балабанова. Но то, чего я хотел бы, не всегда возможно. Жизнь бьет, жизнь калечит, и иногда приходится идти на компромисс. Ты должен работать и на людей, которых ты встречаешь на улицах, вокзалах, в аэропортах. Вот сидит твой родственник где-нибудь в деревне в Астраханской области. Там рано стемнело. И делать нечего, огород не поковыряешь. Только телевизор можно смотреть, чем многие и занимаются, если не пьют. И вдруг появляюсь я в образе беременного мужика. «Смотри, смотри! Смешной парень!» — кричит народ. И им интересно, потому что картинка движется».
(О КРИЗИСЕ СРЕДНЕГО ВОЗРАСТА)
«Это связано с саморазвитием и самообразованием. В какой-то момент я даже уходил с учебы из-за кризиса. А вообще я до Высших режиссерских курсов что-то понимал, но не часто пробовал делать. Теперь мне хочется сложить все цвета в картину. Хочу для себя определиться: актер я или режиссер, и успокоиться на этом».
(ОБ АЛЕКСЕЕ СИДОРОВЕ)
«Леша Сидоров не снимает много фильмов, к сожалению. Я хотел бы как актер работать во всем, что он делает. Играть даже в самом маленьком эпизоде, если он захочет. Он пишущий и мыслящий человек. И я по-хорошему Леше завидую. Прошло десять лет после выхода этого сериала. Смотрю теперь на «Бригаду» и вспоминаю те счастливые времена. Мы варились в этом каждый день, практически без выходных. В те полтора года нам было жутко интересно друг с другом! Мы знали друг о друге все, в гости ходили, продолжаем это и сейчас делать. Ближе друзей и коллег я не нашел. А Леша просто задавал нужный тон. Мы иногда сами начинали хулиганить в кадре, и многие из этих моментов вошли в фильм».
(ОБ АЛЕКСЕЕ БАЛАБАНОВЕ)
«Балабанов — совсем другое дело. Диктатор. Но вот что еще поразительно. Он кино снимает каким-то внутренним видением. Приходит на площадку и, практически не открывая глаз, командует: «Ты стоишь там, ты отсюда зашел, ты делаешь то-то, потом мы перемещаем камеру туда и продолжаем сцену…» Для меня этот разбор непостижим. Балабанов с фильмом спит, он с ним живет и приходит на площадку полностью готовым. Иногда артисты начинают от этого психовать, потому что они не понимают, что и почему делать (но только не я, я — пластилин и очень послушный). «Ничего не играй мне!» — требует Балабанов. А артист может психануть и заорать: «Я вообще не понимаю, чего вы от меня добиваетесь!» И уходит, хлопнув дверью. Вся группа смотрит на Балабанова, что будет-то! А он говорит: «Мне все равно. Ну, максимум, что случится, если артист уйдет… мы просто кино не будем снимать…» Вот уж ерунда, действительно! Попадем на деньги. А его это вроде и не волнует. И всех тогда «отпускает». Ведь действительно, землетрясения не случилось, никто никого не убил. Всего-то герой истерику устроил».
(ЧТО ВЫНЕС ИЗ РАБОТЫ С ТОМОМ ХЭНКСОМ)
«Я работал в массовке. (Смеется.) Играл русского грузчика, я даже на первом плане есть, ящики таскаю. А вынес я снимок с Томом. Мне же дико хотелось с ним сфотографироваться! Но специальная женщина из персонала строго предупредила, что, если у кого-то увидит фотоаппарат на площадке, сразу уволит. Тем не менее «мыльницу» в рукаве я все же пронес. Хотя снимок делать долго боялся. Ведь этот пластмассовый фотоаппарат издавал очень громкий щелчок, делая кадр. Тем не менее однажды в перерыве я на секунду подскочил к Хэнксу, а мой коллега нас щелкнул».
(ГДЕ ВОЗЬМЕТ ДЕНЬГИ НА СЪЕМКИ)
«Вопрос по делу. Продюсеры, хоть они и мои хорошие друзья, вкладывать средства в творчество неизвестного режиссера Дюжева не очень спешат. Но есть вариант: сейчас запустился проект, где восемь молодых режиссеров снимают каждый свою новеллу. Среди них и я. А еще я раскопал много материалов об одном историческом персонаже, и, если получится снять об этом, картина перевернет представления о большом куске российской истории».
(ЧТО ЕМУ БОЛЬШЕ ВСЕГО НРАВИТСЯ НА СЪЕМКАХ)
«Я обожаю, когда трещит пленка. Мой ритм сердца совпадает с этим звуком».
(«Московский комсомолец», 23.09.11)