Владимир Хотиненко: «Режиссеров я сравниваю с боксерами: есть хорошие спортсмены в легкой весовой категории, средней, а есть и тяжеловесы»
(О ЕВГЕНИИ МИРОНОВЕ)
«Впервые я заметил Женю в картине Александра Кайдановского "Жена керосинщика". Там же я увидел и Сашу Балуева, которого тоже пригласил принять участие в ленте "Мусульманин". В итоге они сыграли братьев. Наша дружба продолжается и сегодня».
(ЧЕМУ УЧИТСЯ У ЕВГЕНИЯ МИРОНОВА)
«Самоотверженности и ответственности. Бывает, человек самоотверженный, но у него отсутствует талант, поэтому он и компенсирует этот дефицит старанием и упорством. В Миронове органично сочетается и то, и другое. Сейчас он открыл свой собственный Театр наций, где мы с женой побывали накануне отъезда в Алма-Ату. На его подмостках могут играть артисты разных национальностей – отсюда и название».
(ВОЗВРАЩАЕТСЯ ЛИ К ИДЕЕ СНЯТЬ ФИЛЬМ О РУССКО-ЯПОНСКОЙ ВОЙНЕ "ЦУСИМА")
«Она в моей голове постоянно. Для меня это тот паровоз, который готов вот-вот тронуться с места. Отправление поезда произойдет с обретением финансов».
(ТЯЖЕЛО ЛИ СНИМАТЬ В РОССИИ КРУПНОМАСШТАБНОЕ ИСТОРИЧЕСКОЕ КИНО)
«Такое кино сложно снимать в любом случае, независимо от размера бюджета. По сравнению с голливудскими вложениями наше финансирование – это копейки. Это называется "и в лес не пойду, и дома не останусь". Плюс ко всему это надо уметь снимать. Не всякий человек, которому дадут денег, сможет сделать качественный блокбастер, ориентированный на кассу. Режиссеров я сравниваю с боксерами: есть хорошие спортсмены в легкой весовой категории, средней, а есть и тяжеловесы. К последним как раз и можно отнести людей, делающих блокбастеры с динамично развивающимся сюжетом».
(О ЕДИНОРОГЕ В ФИЛЬМЕ «1612»)
«Единорог появился в ленте по моей инициативе. Долгое время считалось, что он – западный символ, поэтому меня обвиняли в "иностранщине". На самом деле единорог, символ чистоты и незапятнанности – русский образ. Он был изображен на троне Ивана Грозного и в народном сознании выступал как аллегория Святой Троицы».
(СТРАДАЛИ ЛИ ЕГО КАРТИНЫ ОТ ЦЕНЗУРЫ)
«В моей ранней картине "В стреляющей глуши" присутствовала шаровая молния как аллегория главного героя Федора Крохова, и весь финал был построен на ней. Молнию делали выдающиеся мультипликаторы. К сожалению, мне не удалось отстоять этот символ. Тогда перестройка еще не наступила, и цензоры посчитали, что этот эпизод символизирует крушение идей революции. Мне пришлось пойти на небольшой компромисс и убрать его. Другое название той картины – "Железная свирель". В ней есть эпизод, когда герой на стволе маузера играет мелодию. Оружие убивает и в то же время служит музыкальным инструментом. Парадоксально, не правда ли?»
(О СРАВНЕНИИ ЕГО «1612» С ФИЛЬМОМ «12» МИХАЛКОВА)
«Есть такая хорошая присказка "Россия – родина слонов". Ее, конечно, не надо воспринимать буквально, хотя один мой знакомый уверял: "Это действительно так, потому что мамонтов больше нигде не нашли". Так что за уши можно притянуть все что угодно. Но все же думаю, здесь таких оснований нет (смеется)».
(СЧИТАЕТ ЛИ НИКИТУ МИХАЛКОВА СВОИМ УЧИТЕЛЕМ)
«Это невозможно, поскольку мне самому 59 лет и у меня самого уже есть ученики. Но если бы меня спросили: "Продолжаете ли вы учиться?", я бы сказал: "Да". И порой – у своих собственных учеников. Они делают такие работы, которые вызывают изумление, и в эти моменты я думаю: «Наверное, я так уже не смогу».
(ЧАСТО ЛИ СПРАШИВАЕТ БЛАГОСЛОВЕНИЯ НА СВОИ КАРТИНЫ, КАК В СЛУЧАЕ С ФИЛЬМОМ «ПОП»)
«Это был единственный случай, обычно я не придерживаюсь такой традиции. Вот когда я отправляюсь в дальнее путешествие, то обязательно прошу благословения у батюшки. А что касается работы, то думаю: на все воля Божья».
(О ПУТЕШЕСТВИЯХ)
«Мы вообще много ездим с моей женой Танечкой: деньги в основном тратим на путешествия. Чаще всего бываем в Италии, в частности, в Риме. В этом году проехались по Франции и Британии, мне удалось там и поработать. Я вообще люблю совмещать отдых с работой, особенно когда едешь в поезде часов 6 или 7 под монотонный стук колес. Красота!»
(КАК УДАЛОСЬ ПРИВЛЕЧЬ К СОТРУДНИЧЕСТВУ ЭННИО МОРРИКОНЕ НА ФИЛЬМЕ "72 МЕТРА")
«Большое значение имела сама тема. Эннио и его жену потрясла история гибели подлодки "Курск". Они отнеслись к этой трагедии так, словно там погибли их дети. Продюсеры ленты попросили меня написать композитору письмо. Я долго думал над тем, чем же можно завлечь человека, на счету которого около 400 музыкальных произведений, прозвучавших в фильмах. И тогда я написал следующие строчки: "Моему фильму, как и моей стране, нужна красота и надежда. Это есть в вашей музыке, поэтому очень прошу вас принять наше предложение". В итоге мы дружим до сих пор».
(«Московский комсомолец», 27.09.11)